20.11.2013
В Санкт-Петербурге выявлены нарушения проектирования соцобъектов
Прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства при расходовании средств бюджета Санкт- Петербурга, выделенных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры города (учреждения здравоохранения, образовательные, спортивные и культурно-досуговые учреждения), а также на их последующее оснащение.
Проверкой выявлены многочисленные факты затягивания и переноса сроков проектирования и строительства школ, детских садов, учреждений здравоохранения, спортивных объектов.
Неоднократно переносился срок выполнения работ по проектированию легкоатлетической базы по адресу: Осиновая Роща. Сосновый пер., д.2, которые должны были быть выполнены во II квартале 2008 года, но не закончены до настоящего времени.
На два года продлен срок завершения работ по строительству инфекционной больницы на 600 коек (Полюстрово, кв. 47).
При этом причинами переноса сроков проектирования и строительства социально значимых объектов являются не только невыполнение своих обязательств подрядчиками, но и просчеты государственных заказчиков и отсутствие надлежащего взаимодействия между органами государственной власти.
В подавляющем большинстве случаев затягивание сроков проектирования и строительства проблемных объектов связано с обременением земельных участков, в отношении которых осуществляется проектирование и строительство (наличие арендных правоотношений с третьими лицами, других сформированных участков в границах проектирования, размещение имущества третьих лиц в связи с неосвобождением участков в добровольном порядке и т.п.).
Вместе с тем, по закону заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок, площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Данная обязанность Комитетом по строительству, являющимся основным заказчиком строительства объектов социальной инфраструктуры, исполняется не всегда.
Например, срок ввода в эксплуатацию детского сада в Шувалово-Озерках перенесен в связи с тем, что на момент заключения контракта участок был занят автостоянкой и плоскостными гаражами, для выселения которых потребовалось обращение в суд. Длительные сроки освобождения участка не позволили подрядчику исполнить государственный контракт в установленный срок.
В соответствии с градостроительным законодательством в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов осуществляется подготовка документации по планировке территории.
Однако в ряде случаев Комитетом по строительству заключаются государственные контракты на проектирование объектов социальной инфраструктуры в отсутствие утвержденной документации по планировке территории. Более того, допускаются факты заключения государственных контрактов на строительство капитальных объектов, размещение которых не соответствует утвержденной документации по планировке территории.
Так, Комитетом по строительству заключен государственный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства детского сада на территории, ограниченной Северным пр., ул. Есенина, ул. Лиственной, ул. Жака Дюкло, парком «Сосновка».
Однако в соответствии с проектом планировки с проектом межевания данной территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт- Петербурга, указанная территория запланирована под размещение жилого дома и родильного дома.
Проектные материалы по внесению изменений в данную документацию, которые позволят осуществить строительство детского сада, разрабатываются с 2010 года и до настоящего момента не утверждены.
Отсутствие утвержденной корректировки документации по планировке территории исключает возможность формирования границ участков и выдачу градостроительных планов на строительство детского сада, следствием чего является невозможность их проектирования, а государственный контракт, заключенный Комитетом, является заведомо неисполнимым.
В деятельности государственных заказчиков выявлены многочисленные нарушения норм законодательства о размещении государственного и муниципального заказа. Зачастую государственные контракты заключаются без проведения торгов с необоснованной ссылкой на возникновение обстоятельств непреодолимой силы. Установлены факты непринятие мер к подрядчикам, ненадлежащим образом выполняющих свои договорные обязательства.
По результатам проверки приняты меры прокурорского реагирования.