05.11.2013
Автор проекта судебного квартала в Петербурге: работа будет каторгой
Российский архитектор и художник Максим Атаянц, выигравший в Петербурге конкурс проектов комплекса зданий высших судов, в интервью РИА Новости рассказал о том, как планирует реализовывать свой проект и будет ли он прислушиваться к замечаниям жюри. Беседовала Елена Молчанова.
Решение перевести суды из Москвы в Петербург принял в ноябре 2012 года президент РФ Владимир Путин. Комплекс зданий для высших органов судебной власти планируется построить на участке площадью около 13 гектаров, расположенном в южной части Петроградской стороны и ограниченном проспектом Добролюбова, переулком Талалихина, набережной Малой Невы. Победитель конкурса проектов комплекса зданий судов стал известен 26 октября: первое место занял архитектурно-градостроительный проект «Архитектурная мастерская Атаянца». Строительные работы могут начаться весной 2014 года.
— Сколько времени ушло на разработку проекта?
— Нам на работу было дано около двух месяцев. Безусловно, сформировать конкурсное предложение в заявленном объеме за такой короткий срок непросто. Конечно, нужен целый коллектив архитекторов и визуализаторов-дизайнеров. Сроки были одинаковы для всех участников. И все всё успели сделать. Короткий срок касался всех участников, поэтому все было честно. Но и умение сделать работу в короткий срок — еще один признак готовности для дальнейшей работы.
— Оказывало ли государство финансовую поддержку при подготовке проекта?
— По закону закупок государство не обязано оплачивать конкурс. Если у бюро недостаточно ресурсов и недостаточно собственных средств, чтобы их потратить с риском на такой конкурс, то как оно может браться за такой конкурс? Это очень недешевое удовольствие. Там очень много человек работало. И в довольно сжатые сроки. Но я, как и остальные коллеги, пошел на то, чтобы сделать этот проект на собственные средства.
— За ваш проект проголосовали 11 членов жюри из 20 человек. Расскажите о замечаниях по проекту?
— Жюри высказало три пожелания. Первое — вынос служебного жилья за территорию площадки, второе — доработка театра танца Бориса Эйфмана (войдет в состав судебного квартала Петербурга — прим. ред.). И третье — некоторые члены жюри рекомендовали уйти от копирования исторических образцов (проект выполнен в стиле неоклассицизма — прим. ред.). Тому, что появилась возможность вынести за территорию служебное жилье, я рад не только как автор проекта, но и как житель Петербурга. На освободившейся площади появляется возможность разбить городской сад.
— Будете ли вы дорабатывать проект в связи с рекомендацией по изменению архитектурного стиля?
— Нет, не буду, я не вижу необходимости, каким бы то ни было образом перерабатывать стиль проекта. Понятно, что нужно дорабатывать, но так, чтобы вдруг взять и внезапно нарисовать в другой стилистике, это не ко мне. Это не стилизация и не попытка подладиться под волну, витающую в воздухе. Но я готов внимательно отнестись к любым разумным комментариям. Чтобы проект такого масштаба устроил всех в городе — так не бывает. Всем понравиться невозможно. То, что касается публики в целом, то во время общего голосования картина выглядит ясной. Люди устали от модернистских вставок в центре города. Надо один раз решиться — и сделать по-другому.
— Ходят слухи, что, несмотря на то, что проект уже выбран, строительство может и не начаться.
— Думаю, что заказчик этого не допустит. Это крупный государственный заказ. И я надеюсь, что все будет идти в плановом порядке.
— То есть вам уже обозначили сроки реализации проекта?
— Проектирование, составление макета, потом заказчик снова привлечет членов жюри, они еще раз посмотрят, и только после этого уже будет организована команда, которая будет заниматься всеми разделами рабочего проектирования. Это очень большая работа, сроки ее пока еще не сообщали, но ясно, что они будут невероятно сжатые. С государственными заказами такого уровня всегда так. Приведу в пример: после пожара в конце 1830—х годов Зимний дворец был полностью восстановлен, как мы его сейчас видим, месяцев за семь или шесть. Это была каторжная работа. Здесь, я боюсь, сроки тоже будут очень сжатые. Но мы к этому готовы. Иначе не надо было участвовать в конкурсе.
— Вы уверены, что справитесь с поставленной задачей?
— Да, по крайней мере, в части архитектурного проектирования. У нас достаточный организационный ресурс, чтобы быстро и качественно работать.