09.09.2013
Москва избавится от микрорайонов
Москву ожидает, возможно, самая крупная градостроительная реформа со времен Хрущева. Согласно проекту Новых правил квартальной застройки, столичные кварталы будут состоять исключительно из жилых домов, расположенных примерно в два раза ближе друг к другу, чем сейчас. Школы и детсады покинут жилые зоны, образовав с прочими соцучреждениями отдельные кластеры. На гектарах, освободившихся после уплотнения, планируется строить развитую дорожную сеть, которая по замыслу разработчиков концепции избавит новоселов от пробок.
Гильдия архитекторов и проектировщиков по заказу Москомархитектуры подготовила проект Новых правил квартальной застройки столицы, которые в случае его принятия станут обязательной к исполнению нормой при возведении жилых кварталов. Главная новация, предложенная разработчиками, — разделение собственно жилых строений и объектов социальной инфраструктуры — школ, детских садов, поликлиник и т.д.
Как рассказал РБК daily архитектурный критик Григорий Ревзин, хорошо знакомый с проектом документа, нынешнее нахождение соцучреждений во дворах не дает развивать в городе качественную дорожную сеть.
По существующим нормативам рядом со школой или детсадом нельзя возводить жилье в радиусе 500 м. Из-за этого жилые кварталы получаются громоздкими, а между зданиями образуются невзрачные пустыри, которые нельзя чем-либо заполнить. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, результат такого неэкономного отношения к городской земле — «неопрятное благоустройство, гигантские неконтролируемые пространства, нижайший уровень социального контроля».
Новые правила должны положить этому конец. «Согласно проекту правил, будут возводиться три-четыре квартала, состоящие только из одного жилья, — говорит Сергей Андреев, начальник отдела нормативной базы Гильдии архитекторов и проектировщиков. — Рядом с ними (в идеале равно удаленно от каждой группы жилых домов) будет располагаться квартал социальных учреждений. Не на отшибе, а совсем рядом, чтобы из любого дома можно было дойти до него за пару минут пешком».
По замыслу проектировщиков, дворы в новых столичных кварталах будут максимально закрыты. То есть дома будут строить так, чтобы во дворе практически не ощущалось шумов с улицы и в него проникало меньше выхлопов от автомобилей. По словам архитектора Александра Моргулеца, также знакомого с проектом, попасть в такой двор можно будет через небольшие проезды, по типу тех, что существуют в старых домах Петербурга.
«На освободившемся месте, — рассказал Григорий Ревзин. — планируется строительство разветвленной сети пешеходных и автомобильных дорог, бесспорный дефицит которых ощущается в Москве. Учитывая, что сейчас некоторые микрорайоны растягиваются на 1,5 км, в новой концепции уплотнение кварталов даст городу по 0,5—1 км с каждого».
Как рассказали РБК daily в Москомархитектуре, окончательную редакцию новых правил планируется утвердить в декабре. Они могут стать как обязательными, так и рекомендательными. По мнению руководителя проектной группы проектного бюро ГВИЛ Ивана Логинова, правила будут исполняться в обоих случаях. «Мнение Москомархитектуры, даже если оно будет иметь форму рекомендации, будут исполнять почти все, — говорит г-н Логинов. — Столичная градостроительная система устроена так, что в противном случае власти могут просто оставить упрямых без заказов».
Григорий Ревзин не исключает, что новые правила могут принять уже в начале 2014 года. После этого городские власти перестанут утверждать проекты застройки по образцу микрорайонов и, скорее всего, пересмотрят все проекты, которые уже утверждены, но реализация которых пока не началась. Какого-то серьезного урона крупным столичным застройщикам это не принесет.
Девелоперы, с которыми удалось пообщаться РБК daily, также выразили мнение, что принятие Новых правил квартальной застройки не отразится на их бизнесе. «От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Нет особой разницы в том, где строить детсад, а где жилой дом, главное, чтобы планирование территории было оптимально с точки зрения жилых и общественных пространств, — говорит руководитель пресс-службы «Сити XXI век» Сергей Лядов. — В «старой» Москве изменения могут затронуть небольшую часть находящихся в разработке проектов. И это крупные проекты, где можно развернуться с инфраструктурой в прямом и переносном смыслах».
Комментируя новую концепцию, представители строительного бизнеса высказывали лишь отдельные замечания. Так, по мнению директора по маркетингу MR-Group Евгении Стариковой, вывод школ и детских садов за пределы жилых кварталов может спровоцировать возникновение пробок даже при более развитой, чем сегодня, сети дорог.