19.07.2013
Правильные законы приманивают инвестиции
Саморегулируемые организации «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ» и «СОВЕТ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ» совместно с компанией OCG выступили организаторами крупной профессиональной конференции «Инвестиционные решения в строительстве: бизнес-пространство для инноваций», которая прошла 17 июля 2013 года в гостинице «Ренессанс Олимпик».
Поддержку мероприятию оказали Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), Национальное объединение проектировщиков (НОП), Гильдия управляющих и девелоперов, а также Центр развития государственно-частного партнерства.
Со-модератором конференции стал вице-президент НП «СРО «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ» Роман Маличев.
По мнению участников встречи, основным препятствием серьезных инвестиций на пути к реализации строительных проектов является несовершенство российского законодательства. Нынешние законы не могут в полной мере гарантировать инвесторам безопасность, а главное, возвратность вложений.
Частичным решением проблем может стать реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства. В настоящее время более чем в 60 российских субъектах существуют региональные законы о ГЧП. Главным образом целью разработки местного законодательства явилась попытка хоть как-то защитить интересы региональных инвесторов.
По словам старшего менеджера отдела налогообложения и юридических услуг Ernst&Young в России и СНГ Дмитрия Царева принятие базовый законопроект о ГЧП, который уже прошел первое чтение, улучшит положение инвесторов. В данный момент идет подготовка текста законопроекта ко второму чтению:
— В документ могут быть внесены предложения о включении процедуры проведения конкурса на основе понятия множественности лиц, выступающие на стороне публичного партнера. Кроме того, предполагается включение в определение ГЧП взаимного распределения рисков между частными и государственным партнерами, а также корпоративной формы государственно-частного партнерства, то есть возможности создания юридических лиц с государственным участием для реализации проекта ГЧП.
Значительную долю инвестиций в строительство составляют средства, выделяемые из государственных и муниципальных бюджетов. По-прежнему у бизнес-сообщества вызывает множество вопросов закон № 44-ФЗ о федеральной контрактной системе, который должен заработать с 1 января 2014 года. Новый закон теоретически должен обеспечить качественное проведение подрядных торгов и выбор подрядчиков, которые смогут выполнять проекты в соответствии с требованиями заказчика. Выбор будет происходить при помощи конкурсной процедуры, а не аукционной.
— Закон совершенно сырой и нет ни одного нормативно-правового акта, который позволил бы начать работать по нему. Для того чтобы он выступил в силу необходимо принять около 60 нормативно-правовых актов. На данный момент активно обсуждаются только 2 документа, — отметила в рамках своего выступления член исполнительного комитета НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа», генеральный директор Центра подрядных торгов в строительстве Мария Изварина.
В свою очередь старший юрист Legal Capital Partners Светлана Дубинчина отметила, что закон о концессионных соглашениях, несмотря на «пробуксовки», по-прежнему остается одним из работающих механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в России.
По ее словам в настоящий момент ведется работа над проектом поправок в федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»:
— Закон постоянно совершенствуется, но очень ассиметричен. В зависимости от сферы применения гарантии прав инвестора могут различаться. Наиболее продвинутой частью считаются концессионные соглашения, применяемые к строительству объектов автодорожного хозяйства. Ключевая цель разработчиков — распространить позитивный опыт автодора на другие сферы деятельности.
Об инвестиционных решениях в малоэтажном строительстве рассказал вице-президент НАМИКС Валерий Казейкин. По его словам, даже региональные законы о ГЧП позволяют успешно реализовывать крупные проекты по малоэтажному строительству с комплексным освоением территорий. В прошлом году объем строительства составил 65 млн. квадратных метров жилья, из них почти 52% — малоэтажное строительство.
— Уже сейчас закон позволяет строить объекты социальной, жилищно-коммунальной сферы. Понятно, что местные законы учитывают собственные интересы регионов, а появление федерального закона, хоть и рамочного, поставит всех в одинаковые условия, — заявил Валерий Казейкин.
По словам эксперта, осенью по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева может появиться законопроект, согласно которому строителям будет возвращаться половина уплаченных налогов. Эти средства планируется инвестировать в развитие социальной сферы и инженерные коммуникации, с целью снижения стоимости квадратного метра.
Основные изменения в гражданском законодательстве в части их влияния на инвестиции в строительстве рассмотрел партнер «Пепеляев Груп» Алексей Коневский. По его словам, подготовлен ряд важных законопроектов, регулирующих земельно-правовые отношения. Документы активно обсуждаются в Государственной Думе. Однако, несмотря на глобальность готовящихся изменений, эксперт отметил, что, по мнению иностранных инвесторов, российское законодательство не сильно хуже мировых практик:
— Иностранцев пугают постоянно меняющиеся правила игры и невозможность предсказать, что с ними произойдет, например, завтра. Нашей правовой системе не хватает стабильности и предсказуемости. Прежде чем вносить какие-то глобальные изменения в законодательство нужно несколько лет обсуждать и взвешивать каждое решение.
Сдерживающим фактором инвестиций также остается чрезмерно запутанное налогообложение при осуществлении строительной деятельности. В своем докладе старший менеджер BDO Валентин Ларин подробно остановился на спорных налоговых аспектах, которые возникают у застройщиков в рамках строительства по федеральному закону № 214-ФЗ. В частности, он сделал акцент на необходимости наличия полной отчетной документации при строительстве объектов обременения, иначе застройщику могут грозить дополнительные налоговые расходы.
Особое внимание в обсуждении участники конференции уделили реальным механизмам, способным работать в формате государственно-частного партнерства. В частности, по мнению, Алексей Толстика, члена правления Центра развития ГЧП, генерального директора инфраструктурно-строительного холдинга «P3Infra», развитие энергосервисных контрактов может стать эффективным инструментом сотрудничества бизнеса и государства, учитывая серьезный потенциал энергосбережения в России:
— В бюджетном секторе энергосервис в чистом виде является формой государственно-частного партнерства, потому что привлекаются внебюджетные инвестиции, риски разделяются между государством и частными компаниями и совместно достигают экономии. Например, в Рязани проект модернизации уличного освещения дал экономию электроэнергии сопоставимую с потреблением целого городского квартала.
Именно, государство должно выстраивать принципы и механизмы, на которых строятся партнерские взаимоотношения с частным бизнесом. Во многом из-за отсутствия четкого определения ГЧП возникает множество трудностей для инвесторов, считает Анна Лукина, директор Центра государственно-частного партнерства ГАУ «АРРКО». В своем докладе она сделала акцент на специфике региональной реализации проектов в сфере ГЧП. Эксперт перечислила основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в реальности. В частности, серьезно усложняет работу нерешенный вопрос об изменениях в Земельный кодекс РФ, связанных с выделением земельных участков, а также сложности с реализацией контрактов жизненного цикла, которые также не закреплены на законодательном уровне.
Подводя итог встречи, участники конференции сошлись во мнении, что необходимо внести изменения в действующее законодательство таким образом, чтобы позволить развиваться институту государственно-частного партнерства, не только в строительной отрасли, но и в остальных сферах российской экономики. Для этого необходима слаженная работа государственных структур и бизнес-сообщества. Без тесного сотрудничества и координации действий которых невозможно решить проблему привлечения инвестиций в государственные проекты.