30.01.2013
Михаил Посохин: демпинг на госзакупках снижает престиж профессии
Осталось меньше месяца до рассмотрения во втором чтении законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». До настоящего времени документ не учитывает специальные нормы, регулирующие требования к государственным и муниципальным закупкам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготовленные Национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей. Против поправок НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ выступают Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба, мотивируя свою отрицательную позицию необходимостью, по их мнению, универсальных норм, регулирующих закупки. Предложения профессионального сообщества сводятся к тому, чтобы торги по госзакупкам в сфере строительства проходили в форме конкурса, за законодательное закрепление понятия «демпинг» на торгах, возможность участия в конкурсе объединений юридических лиц и предквалификационный отбор участников. С этими поправками НОСТРОЙ стучался уже и в Правительство, и к главе государства, однако, отклика до сих пор нет.
Сегодня мы обратилась к президенту Национального объединения проектировщиков Михаилу Михайловичу Посохину с просьбой рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются проектировщики на электронных аукционах, и прокомментировать вопросы о федеральной контрактной системе.
— Михаил Михайлович, как сейчас проводятся торги на проектные работы? Чем так плохи электронные аукционы?
— Сегодня архитектурно-строительное сообщество при проведении торгов руководствуется ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Известно, что законодательно предусмотрено несколько способов проведения торгов: конкурс, открытый конкурс, аукцион, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок.
Под аукционом на право заключать контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Вот в данной формулировке и кроется корень зла. По факту нередко получается, что победитель аукциона дает неадекватную стоимость, что сказывается на качестве выполнения проектных работ. Если стоимость проектных работ занижена, просчитана непрофессионально, это сказывается не только на качестве проектных работ, но и на качестве конечного продукта в целом. Это порождает и другие очень серьезные проблемы, связанные с жилищным строительством, возведением объектов промышленного и социального значения, разрушением архитектурного облика городов и многие другие. Занижение стоимости контракта на аукционных торгах имеет губительную силу, кидает тень на все архитектурно-проектное и строительное сообщество, снижает престиж профессии.
— В ноябре прошлого года президенты НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ обратились к первому вице-премьеру Правительства Игорю Шувалову с просьбой сформировать позицию Правительства и отложить принятие законопроекта о ФКС в предоставленной редакции, поскольку она не учитывает отраслевые особенности экономики и, прежде всего, строительного сектора. Расскажите, какие положения законопроекта не устраивают проектировщиков?
— Я всегда выступаю за выдвижение консолидированной позиции всех участников архитектурно-проектного и строительного сообщества по всем важным профессиональным вопросам. И письмо на имя вице-премьера Игоря Шувалова от всех президентов трех национальных объединений — яркий пример совместной работы, взвешенных и конструктивных предложений по внесению поправок в законопроект о ФКС. Особенно важно то, что поправки сформулированы практиками, профессионалами отрасли и имеют прикладной характер, учитывающий отраслевые особенности.
Считаю необходимым установить единственную форму торгов на выполнение работ по проектированию. Мы выступаем за проведение двухстадийного конкурсного отбора на участие в торгах на получение государственного заказа, за установление объективной базовой стоимости проектных работ и запрет на ее снижение.
Наиболее целесообразным будет ограничение демпинга на выполнение работ по проектированию не более 10% от максимальной суммы контракта.
Закон о федеральной контрактной системе должен являться универсальным механизмом по закупкам. В противном случае, без внесения предлагаемых профессиональным сообществом поправок, остаются возможности для коррупции, для создания карманных фирм—однодневок, организации конкурсов на проведение ненужных услуг или таких конкурсов, в которых изначально понятен победитель.
— Профессиональное сообщество ведет борьбу за то, чтобы торги по госзакупкам в сфере строительства проходили в форме конкурса, за законодательное закрепление понятия «демпинг» на торгах, возможность участия в конкурсе объединений юридических лиц и предквалификационный отбор участников. Поделитесь своим мнением, насколько необходимы эти поправки (прокомментируйте, пожалуйста, каждую из поправок, насколько изменится ситуация с введением той или иной меры)?
— Что касается законодательного закрепления понятия «демпинг» можно с уверенностью предположить, что при таких условиях изменится подход к осмечиванию. Цифры будут браться не с потолка, а формироваться профессионалами. Вполне логично и оправдано, что заинтересованность в снижении стоимости проектных работ останется, но она будет носить иной характер. Проектировщики и строители будут предусматривать снижение стоимости за счет использования инновационных, ресурсосберегающих технологий, использования инновационных подходов, применения передовых мировых технологий. И такие технологии есть, они просчитываются и предусматриваются уже на стадии проекта конечного продукта строительной отрасли. Мы предлагаем введение в законопроект требования к заказчику обеспечить осуществление видеозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие, при этом озвучивать все критерии заявки, подлежащие оценке, комплектность документации и соответствие заявки по количеству страниц.
Также считаем необходимым предусмотреть возможность продления срока рассмотрения и оценки заявки на проектную документацию не более чем на 5 рабочих дней и дополнить возможность проведения закупок из единого источника, при условии размещения извещения в единой информационной системе, при закупке услуг по разработке проектной документации на отдельные разделы проекта, обследование конструкций, по определению энергоэффективности зданий и сооружений, по выполнению изыскательских работ, по экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий.
По поводу предквалификационного отбора, мы предлагаем усиление требований. В частности, следует внести следующие изменения в законопроект:
— «предквалификация участника процедур закупок на проектные работы проводится по следующим сведениям, представляемым в составе конкурсной заявки:
программа качества проектных работ;
сведения о квалификационном составе организации с указанием лиц, привлекаемых к выполнению разделов проекта и подтверждением их квалификации, опыта выполнения аналогичных работ, повышения квалификации, аттестации;
сведения об оснащенности организации необходимым оборудованием и оргтехникой, соответствующими разделами проектных работ лицензированных программных продуктов».
— Полагаете ли Вы, что необходимо повышение роли СРО на торгах? Объясните, пожалуйста, свое мнение?
— Повышение роли СРО на торгах считаю правильным. Институты саморегулирования, вошедшие в деятельность проектных организаций, являются, на наш взгляд, таким партнерством, которое необходимо углублять, совершенствовать и развивать. Согласно ФЗ№ 315 «О саморегулируемых организациях» СРО несет дополнительную имущественную ответственность за каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.
Таким образом, СРО должны быть заинтересованы в открытой деятельности своих членов, в качестве выполняемых ими работ.
Для повышения роли СРО следует рассматривать не только компанию, участвующую в торгах, но и деятельность и авторитетность СРО, в которую входит данная организация. При необходимости можно предусмотреть и возможность выдвижения компаний от СРО, с возложением, в том числе, и ответственности (материальной, социальной), на СРО за выигрыш в тендере и выполненный проект.