27.12.2012
Саморегулирование в строительной отрасли-2012: итоги и прогнозы
С одной стороны, 2012 год показал, что саморегулирование в строительной отрасли окончательно оформилось как самостоятельный институт, с другой — ознаменовался чередой достаточно значимых событий, которые, безусловно, будут иметь существенное влияние на будущее всего строительного комплекса.
Одним из наиболее важных событий уходящего года, без всяких сомнений, можно назвать возрождение Госстроя. Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству были переданы полномочия по реализации госпрограммы по снижению стоимости жилья, все федеральные целевые программы в области строительства, ЖКХ, развития Дальнего Востока и Калининграда. Кроме того, в ведение Госстроя были переданы Фонд РЖС и Фонд ЖКХ. Фактически Минрегион РФ оставил за собой только госполитику и законотворческую деятельность в строительной сфере. Хотя в последние дни 2012 года возник некий конфликт, который вносит неопределенность в формулу итогового варианта распределения полномочий между Минрегионом и Госстроем. На данный момент события могут развиваться по одному из двух сценариев. Либо произойдет смена руководства Госстроя и переход его под фактический контроль Минрегиона, либо переподчинение Госстроя напрямую правительству, в существующем статусе или в виде отдельного министерства.
Также нельзя не отметить еще одно событие завершающегося года, связанное с распределением полномочий регулирующих органов. 22 ноября 2012 года было принято Постановление Правительства РФ № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью СРО». Положение закрепило контроль за деятельностью саморегулируемых организаций, занимающихся инженерными изысканиями, проектированием, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства за Ростехнадзором. В соответствии с Постановлением, Ростехнадзор получил право проверять, в частности, обеспечение имущественной ответственности строительных и проектных СРО, осуществление ими контроля за деятельностью своих членов, соблюдение требований информационной открытости, регулярность и порядок прохождения аттестации членами СРО. Безусловно, данный шаг повлечет за собой повышение активности Ростехнадзора в части проверок работы саморегулируемых организаций.
В 2012 году продолжилась работа по совершенствованию Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Национальные объединения саморегулируемых организаций — НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ — во взаимодействии с Минрегионом РФ подготовили обширные пакеты изменений в Перечень. Переработанный с учетом представленных предложений и замечаний Перечень работ будет утвержден уже в наступающем году.
Также в 2013 году вновь изменится форма свидетельства о допуске. Соответствующий приказ Ростехнадзора в настоящий момент проходит необходимые согласовательные процедуры. Приказ Ростехнадзора № 356 от 05.06.2011г., регулирующий форму свидетельства на сегодняшний день, утратит силу одновременно с принятием нового приказа, однако выданные ранее документы будут действовать до конца 2013 года.
За комментариями о перспективах развития саморегулирования в строительной отрасли в 2013 году мы обратились к генеральному директору СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрию Мурзинцеву.
«В 2013 году Национальные объединения саморегулируемых организаций в сфере строительства продолжат укреплять свое положение, — уверен Дмитрий Мурзинцев. — Они будут наращивать интенсивность деятельности по решению актуальных проблем саморегулирования в самом широком их спектре, и будут совершенствовать механизмы координации работы СРО».
«Скорее всего, в наступающем году Национальным объединениям удастся инициировать пересмотр системы ценообразования в строительстве, которая на сегодняшний день не устраивает ни заказчика, ни подрядчика, — считает генеральный директор СРО НП „ЭнергоСтройАльянс“. — Устарели не только сметные нормативы, но и сами подходы к ценообразованию. По всей видимости, будет поднят вопрос о переходе к ресурсному методу ценообразования».
По мнению Дмитрия Мурзинцева, в 2013 году будут сделаны реальные шаги по повышению информационной открытости СРО. Это связано как с принятием соответствующего закона, так и с внедрением в Ростехнадзоре, который будет осуществлять государственный надзор за деятельностью СРО, электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи.
Также в течение года будет пересмотрен базовый закон «О саморегулируемых организациях». На нынешний момент накопилось слишком много вопросов к данному закону, собрана достаточная практическая база для его изменения, сформулированы предложения по совершенствованию. Нуждаются в разрешении вопросы о соотношении базового и специального законодательства о саморегулировании, об эффективном обеспечении материальной ответственности членов СРО, о роли Национальных объединений, о борьбе с «коммерческими» СРО и ряд других не менее важных проблем.
Вероятно, в 2013 году начнется первый этап внедрения Федеральной контрактной системы. Соответственно, изменятся правила проведения конкурсных процедур и контроля за реализацией заказа исполнителем.
«Безусловно, получит свое дальнейшее развитие тенденция усиления и объединения в различных вариантах отраслевых саморегулируемых организаций с целью более эффективного решения отраслевых задач, — подводит итог Дмитрий Мурзинцев. — В свете межотраслевого тренда по разделению проектирования на архитектурное и технологическое, роль отраслевых СРО как основных активных участников формирования системы технологического проектирования дополнительно возрастет. Кроме того, постепенно саморегулируемые организации становятся все более эффективным инструментом по защите интересов заказчика. СРО, объединяющие компании по отраслевому признаку, способный обеспечить качественную и непредвзятую оценку компетенций собственных членов, с тем чтобы предоставить заказчику рекомендации по подбору оптимального исполнителя работ».