03.07.2012
Проектировщики обсудили изменения
25 июня 2012 года в зале Совета НОП под председательством Шамарина С.А. состоялось заседание Комитета по архитектуре и градостроительству НОП.
В работе Комитета приняли участие члены Комитета, приглашенные гости — представители саморегулируемых и проектных организаций, сотрудники аппарата НОП.
На заседании с основным докладом на тему «Концепция проекта Градостроительного кодекса Российской Федерации и свода законов о градостроительстве» выступил Трухачев Ю.Н., член Совета НОП, председатель Коллегии НП СРО «Гильдия проектных организаций Южного округа», директор Научно-проектной организации «Южный градостроительный центр», который в своем выступлении акцентировал внимание на необходимость реформирования градостроительного законодательства.
Юрий Николаевич отметил, что на каждом этапе развития гражданского общества перед законодателем стояли различные задачи.
Закон об основах градостроительства — устанавливал основные понятия градостроительной деятельности в стране. Закон об архитектурной деятельностью в РФ — уточнял, в соответствии с международной практикой, понятие архитектурной деятельности, предмета этой деятельности, лицензирования, авторского права. Градостроительный кодекс (редакции 1998 г.) — структурировал понятие градостроительной деятельности, определил содержание градостроительной документации и градостроительной политики в стране, полномочий органов в области градостроительной деятельности, экспертизы градостроительной документации, установил ответственность за нарушение законодательства. Градостроительный кодекс (редакции 2004) был направлен на запуск земли в коммерческий оборот. Приватизация земли, выкуп, продажа стали возможными на основе нового законодательного акта.
Набрав к 2008 году значительный оборот, проектно-строительный комплекс страны, требовал уточнения различного рода положений, отношений между субъектами градостроительной деятельности и т.п. Результатом этого явилась 41 поправка в ныне действующий кодекс. Ни сам Кодекс, ни поправки не в состоянии отразить всё многообразие положений, отношений в проектно-строительном комплексе страны, т.к. по духу и букве Закона он изначально был сориентирован на приватизационные принципы.
В настоящее время законодательная база градостроительства является сдерживающим фактором развития отрасли и не допускает сближения с законодательной базой мирового рынка.
Обзор и анализ законодательной базы мирового опыта и опыта европейских стран
показывает, что из 98 действующих конституций мира, 31 документ содержит в себе нормы, касающиеся градостроительства в целом, так и вопросов территориального планирования в частности. При этом чем ближе к нам по времени относится дата принятия конституции той или иной страны, тем больше вероятность того, что её тексте есть положения связанные с градостроительством и территориальным планированием.
Обзор показал, что понятие градостроительства, градостроительной политики, территориального планирования и пространственного развития активным образом употребляются в конституциях многих стран мира. Это является положительным примером того, как эти ключевые понятия возникают на самом верхнем уровне юридической системы и затем транслируются оттуда на все более низкие «этажи». В результате возникает их сквозное юридическое осмысление, с все большим обогащением и конкретизацией.
В ходе комплексного анализа положений конституций стран мира, на предмет трактовки в них понятий градостроительства и территориального планирования было выявлено пять ключевых принципов, являющихся общими для большинства из них:
— Принцип выравнивания регионального развития. Обеспечивается на социально-экономическом и территориальном уровнях. Предлагаются финансовые, инвестиционные, налоговые меры выравнивания. Ставится задача сгладить различия между городом и деревней.
— Принцип планомерности пространственного развития. Ответственность за это развитие государства в лице его конкретных инстанций и местного самоуправления, которому государство может делегировать эту функцию.
— Принцип введения районов особого внимания и стимулированного развития: горные, прибрежные, островные, приграничные территории. Наличие для них особого административного статуса, не вписанного в общую систему территориального управления.
— Принцип пространственного развития на основе национальных и региональных программ. Законодательная стимуляция участия в них частных лиц и инвесторов.
— Принцип максимального приближения управления развитием градостроительством и территориями к гражданам. Необходимость их прямого и непрерывного участия в нем.
Конституционная основа о градостроительстве и территориальном планировании позволяет этим государствам выстроить стройную систему законов, уточняющих и конкретизирующих основные положения. Анализ зарубежной практики формирования законодательной базы, градостроительной политики государств, направленной на территориальное единство страны, создание условий для воспроизводства главного инновационного ресурса экономики — человеческого капитала, показывает о необходимости изменения парадигмы Кодекса, с последующим развитием Свода законов о градостроительной деятельности нового этапа развития страны.
В настоящее время, по словам Юрия Трухачева, среди 9 доктрин, 48 стратегий и 55 концепций, 27 основных направлений государственной политики, принятых или подготовленных на федеральном уровне, отсутствует градостроительство.Не имея возможности внести поправки в конституцию Российской Федерации, необходимо сосредоточится на разработке Градостроительной доктрины РФ. Эту работу ведёт РААСН. На основе предложений рабочей группы были разработаны примерная структура Градостроительной доктрины Российской Федерации.
Главная задача Доктрины сформулировать цели развития страны и вытекающие из них требования к градостроительству:
— создание комплекса благоприятных градостроительных и иных условий для формирования и развития главного ресурса инновационного развития и модернизации экономики — человеческого капитала;
— обеспечения целостности страны, единого экономического пространства и учёта её геополитических интересов, что непосредственно связано с укреплением системы городского расселения, преодолением диспропорций между европейской и азиатской частями страны, поддержанием и возрождением в определённых пределах северных поселений, при существенной активизации транспортной и иных видов инфраструктур.
— обеспечение продовольственной безопасности, возможное лишь при условии возрождения сельской местности, при лидирующей роли малых городов.
В своем докладе Юрий Трухачев предложил несколько направлений реформирования градостроительного законодательства на федеральном уровне:
1) придание Градостроительному кодексу характера основополагающего документа, лишённого ряда детальных процедурных норм, отягощающих его в настоящее время;
2) формирование системы профильных нормативных актов по отдельным отраслям градостроительного права (проектирование, строительство, эксплуатация, исторические города и т.п.);
3) изменение парадигмы территориального планирования с интеграцией в него всего, что связано со стратегическим планированием развития территорий. Дифференциация видов территориального планирования по уровням власти с введением комплексного территориального планирования на федеральном уровне для всей РФ и на уровне макрорегионов;
4) введение статуса территорий особого градостроительного регулирования и фиксация отличия их пространственной организации от остальной территории РФ (последнее в большей степени потребует изменений в законодательство о местном самоуправлении).
Кроме того, член Совета НОП детально представил новую структуру федерального законодательства, которая включает:
— Градостроительный кодекс (новая редакция);
— ФЗ «Об урбанизированных территорий»;
— ФЗ «Об архитектурной деятельности» (изм. в действ. ФЗ);
— ФЗ «О территориях особого градостроительного регулирования»;
— ФЗ «Об исторических населённых пунктах»;
— ФЗ «Об архитектурно-строительном проектировании»;
— ФЗ «О саморегулировании в проектно-строительной сфере»;
— ФЗ «Об экспертизе при осуществлении градостроительной деятельности»;
— ФЗ «Об эксплуатации зданий и сооружений».
Юрий Николаевич считает также необходимым внесение комплекса поправок в ФЗ-131 «Об основных принципах организации местного самоуправления» в части дифференциации полномочий органов местного самоуправления (далее — ОМС), расположенных в основной части страны и на территориях особого градостроительного регулирования, а также моно профильных городов. Помимо этого в кодексе «Об административных правонарушениях» необходимо расширить перечень статей ответственности за нарушения в области градостроительной деятельности, существенно увеличив размеры штрафов. В закон
По второму вопросу повестки дня о плане работы Комитета на второе полугодие 2012 года выступил Шамарин С.А. По словам Сергея Александровича, во втором полугодии 2012 года деятельность Комитета будет направлена на совместную работу с комитетами и рабочими группами НОП по вопросам разработки Концепции " Стратегии развития проектной деятельности в условиях саморегулирования до 2020 года«, по внесению изменений в Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г., закон «Об архитектурной деятельности» и Градостроительный кодекс РФ, на участие в Международном фестивале «Зодчество 2012 г.» и сотрудничество с Союзом архитекторов России по информационному обмену и обмену опытом в вопросах непрерывного повышения квалификации специалистов, аттестации ГИП и ГАП. Кроме того, комитет планирует заняться международной деятельностью по различным направлениям, в том числе внедрением Еврокодов с учетом опыта Украины и Казахстана, адаптацией деятельности российских архитекторов в связи с вступлением России в ВТО и другими проектами.
Заседание комитета завершилось обменом мнений в рамках вопросов повестки дня. Протокол заседания комитета будет размещен на сайте НОП в ближайшее время.