18.05.2012
Третий не лишний в «Мосметрострое»
Как стало известно «Ведомостям», новым собственником компании «Мосметрострой» с подрядами на 93 млрд руб. может стать Андрей Бокарев, совладелец «Трансмашхолдинга»
О переговорах совладельца «Трансмашхолдинга» и Уральской горно-металлургической компании Андрея Бокарева насчет приобретения контрольного пакета акций ОАО «Мосметрострой» «Ведомостям» рассказали три топ-менеджера, занимающихся инфраструктурным строительством, и чиновник мэрии. Переговоры о сделке действительно ведутся, но никакого решения еще нет, уточнил источник, близкий к «Трансмашхолдингу». Гендиректор «Мосметростроя» Евгений Кашин и представитель Бокарева от комментариев отказались.
«Структуры „Трансмашхолдинга“ не занимались строительством, но их бизнес-интересы находятся в пограничной зоне — перевозки и поставка подвижного состава. Вероятно, они решили войти в транспортный бизнес глобально», — предполагает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. «Трансмашхолдинг» уже давно сотрудничает с метрополитеном и является для него основным поставщиком вагонов. Так, весной «Метровагонмаш» (входит в холдинг) сообщил, что в
У столичных властей грандиозные планы по строительству метро: к 2021 г. они обещают в полтора раза увеличить протяженность метро (плюс 145,5 км), а инвестиции могут составить 1 трлн руб. Только в 2012 г. на развитие метро будет направлено более 100 млрд руб., сообщал мэр Сергей Собянин. При этом «Мосметрострой», построивший практически всю сеть московского метро, продолжает оставаться лидером отрасли: из общего количества подрядов стоимостью примерно 257,7 млрд руб. более трети приходится на долю «Мосметростроя» (около 93,2 млрд руб.). Метро в Москве сегодня строят всего пять компаний: «Мосметрострой», «Ингеоком», «Бамтоннельстрой», «Трансинжстрой» и «Казметрострой».
Если сделка состоится, Бокарев станет третьим владельцем компании за полтора года с момента ее приватизации. Бизнесмен и бывший чиновник Владимир Коган владел ею недолго: в конце 2010 г. его компания ООО «Центрстрой» на приватизационном конкурсе приобрела 100% акций «Мосметростроя» за 7,6 млрд руб., но уже через год Коган вышел из состава акционеров. Тогда участники рынка сообщали, что бизнесмену сделали выгодное предложение. Гендиректор компании Кашин в интервью «Ведомостям» рассказывал, что «Коган счел нелогичным заниматься строительством» и акции выкупили топ-менеджеры компании, а контрольный пакет принадлежит ему. Сделка финансировалась Банком Москвы (представитель банка вчера лишь подтвердил, что «Мосметрострой» является его клиентом). По данным кипрского реестра, 6 февраля 2012 г. владельцы «Центрстроя» — кипрские Portcroft Limited и Plusbond Limited заложили компанию «дочке» ВТБ (владеет Банком Москвы) Russian Commercial Bank (Cyprus) Limited по кредиту на 13,5 млрд руб. Акционерами кипрских компаний являются еще два офшора, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, — Primsten Investments (49,95%) и Norvend Investments (50,05%). Последняя через еще один офшор владеет 80% «Мосметростроя», говорилось в сообщении ФАС. Узнать сумму обсуждающейся сделки «Ведомостям» не удалось.
В московском правительстве работает бывший партнер Бокарева по транспортному бизнесу Максим Ликсутов, возглавляющий департамент транспорта (недавно он продал свою долю в «Трансмашхолдинге»). Он разрабатывает городские программы в области транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в том числе и метро, но к подрядам по строительству объектов метро отношения не имеет, говорит чиновник мэрии.
Бокарев также вел переговоры с администрацией Казани о покупке МУП «Казметрострой», рассказывали ранее московские и казанский чиновники. Эта компания тоже получила подряды на строительство в столице. Первый заместитель руководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин ранее сообщал, что «Казметрострой» планируется акционировать к лету, приватизация пройдет на аукционе.