12.04.2012

"Москва-Сити": как исправить градостроительную ошибку

Судьба самого амбициозного проекта, реализуемого московскими властями уже более 20 лет, сегодня вновь под вопросом. Мэр Сергей Собянин заявил, что детище предшественника — "градостроительная ошибка". И тем самым на первый взгляд отказал в поддержке проекта городом, без которой дальнейшее развитие "Москвы-Сити" невозможно. Основные претензии нового руководства — транспортный коллапс, образовавшийся в районе делового кластера, и нехватка паркингов. Тем не менее большинство опрошенных нами экспертов уверено, что все эти проблемы можно решить. Для этого нужна лишь политическая воля города.

Самый яркий период строительства "Москвы-Сити" пришелся на 2004-2008 годы: именно тогда были заложены основные здания, привлечены серьезные инвесторы, сдано в эксплуатацию несколько небоскребов, а в комплексе образовалась уникальная для Москвы среда настоящего делового квартала. Гордость от того, что в Москве есть свой "Сити", испытывают многие: и те, кто его строит, и те, кто арендует или покупает там недвижимость, и простые москвичи. За последние десять лет деловому кварталу все же удалось стать одной из визитных карточек столицы — редкая экскурсия сейчас проходит без посещения этого знакового места. "Несмотря на сложности, сопротивление, кризисы и перебои с деньгами, нам все же удалось создать деловой кластер международного уровня",— говорит экс-чиновник московского правительства, работавший над проектом с самого начала и пожелавший остаться неназванным.

Очередной кризис "Москвы-Сити" совпал с общемировым. В 2008 году инвесторы начинают испытывать трудности с финансированием, и многие стройки замораживаются. Еще раньше к своему детищу охладел мэр Юрий Лужков. В июле 2007 года от должности был освобожден Иосиф Орджоникидзе, и, несмотря на то что после отставки с поста вице-мэра он продолжал курировать проект, внимание городского главы к успехам и проблемам "Сити" явно снизилось. Если до этого тема "Москва-Сити" была одной из основных, то в кризисные годы Юрий Лужков старался реже поднимать тему делового квартала и почти перестал его посещать. Новый мэр Сергей Собянин, придя к власти, вообще заявил, что строительство "Сити" — "градостроительная ошибка", а система дорожных развязок вокруг делового квартала нуждается в значительной доработке и необходимо обеспечить этот объект стоянками, дорогами и подъездами.

"Слова про градостроительную ошибку — достаточно популистское заявление, это удар по инвестиционному имиджу и Москвы, и России. Комплекс должен был развиваться вместе с городом, и очень многие транспортные решения были изначально заложены в проект,— говорит экс-чиновник московского правительства.— Если новые власти пересмотрели очередность строительства новых магистралей, перестав ориентироваться на нужды делового квартала, то какие претензии могут быть к проекту?"

По его словам, еще на этапе концепции "Москва-Сити" транспортной проблеме уделяли огромное внимание, понимая, что комплекс должен быть доступен как для работающих там людей, так и для посетителей. На это были направлены многие решения городских властей — например, даже строительство Третьего транспортного кольца было начато с кутузовской развязки, где был сделан съезд к "Сити". Тогда же в комплексе было заложено не только метро, но и станции для скоростных трасс до Шереметьево и Внуково. Ориентируясь на деловой центр, были предусмотрены продление Краснопресненской набережной, дублер Кутузовского проспекта и многое другое.

Из-за того что проект еще не завершен, на территории комплекса и подъездов к нему действует временная схема размещения автотранспорта, что тоже усугубляет проблему. По словам Елены Семенихиной, директора по развитию компании "ГЕМА Инвест", серьезная проблема — это отсутствие съезда с Третьего транспортного кольца. "Если раньше съезд с Красногвардейского проезда на ТТК был в обе стороны, то в 2009 году после ремонта оставили только один — в сторону севера. И решить эту проблему могут только городские власти",— говорит госпожа Семенихина. Антон Белобжеский из DTI Property Management считает, что до окончания строительства комплекса городские власти должны наложить мораторий на развитие новых проектов в зоне, прилегающей к деловому кварталу. "После завершения строительства на этой территории можно будет разместить необходимую "Сити" дополнительную инфраструктуру",— предлагает господин Белобжеский.

По мнению госпожи Семенихиной, решением второй проблемы — увеличением парковочных мест — должны заниматься управляющая компания ОАО "Сити" и девелоперы. Вопрос с парковкой решить можно, место для этого есть. Более того, в "Москва-Сити" есть проект Capital Group и Mirax Group по созданию общего паркинга, рассчитанного на 6 тыс. машиномест на углу Красногвардейского проезда и Пресненской набережной. Он существует уже несколько лет, площадка расчищена, но девелоперы не торопятся с реализацией. "Capital Group и Mirax Group надо подтолкнуть, чтобы они наконец приступили к строительству парковки. Таким толчком может стать кредит госбанка на льготных условиях на строительство паркинга",— предполагает госпожа Семенихина.

У тех, кто профессионально занимается градостроительством, к перспективам развития "Сити" диаметрально противоположное отношение. Например, член Общественной палаты РФ политолог и эксперт в области урбанистики Вячеслав Глазычев уверен, что исправить градостроительную ошибку "Сити" невозможно, но ситуация с деловым кварталом нормализуется "сама собой". "Мы всегда говорили, что у этого проекта нет будущего: арендаторы будут уходить, ставки — снижаться, и в итоге комплекс опустеет",— предрекает господин Глазычев. По его словам, исправление транспортной ситуации вокруг "Сити" возможно лишь совместно с решением общегородских проблем, на что уйдет не менее десяти лет.

Далеко не так пессимистично настроена ученый секретарь ЦНИИП градостроительства РААСН Галина Лебединская, которая считает, что сейчас очень удачный момент для решения многих транспортных проблем, в том числе и в "Москва-Сити". "В ближайшее время будет разрабатываться новый генеральный план для объединенных территорий "новой Москвы", и городу достаточно дать задание для детальной проработки и территории "Сити". У нас есть федеральные институты, есть очень хорошие транспортники, можно привлечь для этого иностранных специалистов, и специалисты предложат оптимальную транспортную схему",— уверена госпожа Лебединская. Но пока, к сожалению, городские власти не спешат решать комплексно проблему "Сити".

В марте департамент строительства столицы объявил открытый аукцион по выбору подрядчика реконструкции участка 1-го Красногвардейского проезда и Мантулинской улицы, на что власти города готовы направить почти 151 млн рублей. Проект планирует реконструкцию и расширение Мантулинской улицы до трех полос и создание заездных карманов. "Такие лоскутные меры хороши для спальных районов, но не для задыхающегося от пробок "Сити"",— сожалеет экс-чиновник. О более серьезных мероприятиях в этом районе пока, увы, ничего не известно. Новый мэр пока ничего не хочет делать для усыновленного ребенка.

Источник: Коммерсант

Вступить в СРО