05.09.2011

Прозрачные закупки

Минэкономразвития представило новую версию закона о госзакупках

Министерство экономического развития опубликовало проект закона «О федеральной контрактной системе». Теперь все желающие могут ознакомиться с текстом, при этом раз в десять дней чиновники будут составлять резюме всех озвученных предложений с описанием решения проблемы. По словам главы министерства Эльвиры Набиуллиной, «обсуждение продлится как минимум месяц».

Открытое обсуждение проекта призвано акцентировать то, что существенная часть контроля за госзакупками будет обеспечиваться именно общественностью, для чего могут даже создаваться специальные организации. В целях же «взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в сфере контроля... создается Совет по федеральной контрактной системе».

Вообще принципы федеральной контрактной системы, заявленные министерством, звучат обещающе: открытость, конкуренция, профессионализм, ответственность за результат и эффективность расходования бюджетных средств. Но будут ли на практике соблюдаться эти принципы, еще непонятно. При введении существующего на сегодняшний день закона система также должна была сделать конкурсы более открытыми. ФЗ-94 вступил в силу шесть лет назад, и именно благодаря ему госзакупки состоялись как институт. Однако сейчас мы имеем то, что видим: государственные тендеры в большинстве своем проходят с нарушениями закона.

Прежний закон о госзакупках, отметили в МЭР, имел целый ряд проблем в реализации. По словам Набиуллиной, это и «постоянно растущее количество несостоявшихся конкурсов, а значит, незаключенных договоров, и крайняя забюрократизированность системы размещения заказа». Сюда стоит добавить и то, что система сосредоточена только на самой низкой цене, при этом качество не берется во внимание, заказы не имеют обоснования и неизвестно, есть ли потребность в закупаемом товаре.

Как считают в МЭР, новая система будет, несомненно, лучше старой. Во-первых, это возможность лучшего контроля наряду с регулированием всего цикла закупок. Также, по словам заместителя министра экономического развития Алексея Лихачева, это «методическое обеспечение на всех циклах. Виды типовых контрактов, методики определения конкурентных цен, порядки начальных цен групп товаров» и «процедуры возможного изменения и расторжения контракта в одностороннем порядке как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика». Помочь должны также долгосрочное планирование и расширение списка способов госзакупок. Венцом предложенной системы является персональная ответственность за заказ и выполнение контракта. Теперь, по словам Эльвиры Набиуллиной, «общественность будет точно знать, кто конкретно отвечает за каждый из публикуемых госконтрактов».

Источник: www.expert.ru

Вступить в СРО