28.09.2010
Строительство в законе
Восемь лет в России пытаются принимать техрегламенты, в том числе, в строительной сфере. На каждый документ уходят миллионы рублей и большое количество времени: из 600 регламентов, заменяющих стандарты СССР, на сегодняшний день принято одиннадцать. В прошлом году Государственная Дума одобрила регламент о безопасности зданий и сооружений, в этом году на повестке – документ о безопасности строительных материалов.
Общее число нормативно-технических документов, применяемых в строительстве, составляет более 10 тысяч наименований. C 2002 года отрасль живет по закону «О техническом регулировании», благой целью которого является повышение качества и безопасности строительства в целом. Документ устанавливает требования к безопасности продукции, которая производится в России или поступает в нашу страну из других стран.
Для чего понадобилась новая нормативная база для строительной сферы? Дело в том, что за последние два с лишним десятка лет нормативно-техническая документация в строительстве – СНиПы, ВСНы (ведомственные строительные нормы), ОСТы – не обновлялась. Это стало барьером перед внедрением новых технологий и новых материалов, которые давно применяются за рубежом. Стали возникать ситуации, когда применение современных материалов, не закрепленных в национальном стандарте, становилось невозможным. Из-за этого новые технологии просто не могли проникнуть на российский строительный рынок. Закон «О техническом регулировании» должен был решить эти проблемы. Но в своей начальной редакции он запрещал разработку новых стандартов, СНиПов. Положение изменилось после изменений в закон в 2007, 2009 годах. Так что можно сказать, что обновление «нормативного фундамента» безопасности в строительстве только началось.
Для того, чтобы граждане спокойно спали в своих домах, закон предусматривает три уровня документов для тех, кто работает в строительной сфере – это технические регламенты (обязательные для всех участников рынка), а также национальные стандарты и своды правил, но это уже на добровольных началах. Подобные документы приходят на смену советским ГОСТам. Как только технические регламенты будут приняты и начнут действовать, ГОСТ утратит обязательный характер и будет использоваться добровольно.
В декабре 2009 года депутаты одобрили технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». В нем заложены общесистемные нормы по обеспечению безопасности – в гражданском, транспортном и промышленном строительстве. В документе учитывается, что обеспечение безопасности начинается еще на стадии изыскательных работ, при проектировании объекта. Как уже упоминалось выше, закон носит общий характер, а конкретные требования к вопросам обеспечения безопасности должны быть заложены в обязательных стандартах и сводах правил, а также документах, носящих рекомендательный характер, которые утверждаются «под технический регламент».
Сегодня в Государственной Думе на рассмотрении находится технический регламент «О безопасности строительных материалов и конструкций». В скором будущем он будет принят, и тогда можно будет сказать, что процесс формирования законодательных основ технического регулирования в строительстве будет завершен. Сейчас правовое регулирование по вопросам строительных материалов реализовывается на основе более 250 нормативных документов федеральных органов исполнительной власти. Неудивительно, что это создает трудности их правоприменения. Авторы техрегламента полагают, что объединение разрозненных требований в один документ поможет существенно облегчить их применение.
В законопроекте устанавливаются основные минимально необходимые, обязательные требования: к биологической, химической, радиационной безопасности, механической прочности, огнестойкости строительных материалов; к производству строительных материалов и изделий; к перевозке, хранению; к маркировке и упаковке.
Реформа строительной отрасли подразумевает, что в подготовке техрегламентов и в создании нормативно-технической документации – СниПов, ГОСТов – главную роль должны сыграть объединения бизнеса, прежде всего, саморегулируемые организации в области строительства.
После ликвидации Росстроя главным по стройке назначили Национальное объединение саморегулируемых организаций (Нострой). Теперь вместо государственного контроля строительные компании через свои СРО и Нострой будут сами устанавливать общие правила игры. В связи с этим появляется возможность, соблюдая минимально необходимые требования, контролируемые государством, независимо устанавливать нормы, которые позволяют обеспечить качество и безопасность при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.