16.02.2010

В Госдуме прошли слушания на тему:«О совершенствовании законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных объектов»

Вице-президент АСР Михаил Кайков и Директор Департамента оценки соответствия Дмитрий Филиппов приняли участие в прошедших 11 февраля в Малом зале Государственной Думы парламентских слушаниях «О совершенствовании законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных объектов».

Слушания прошли под председательством Первого заместителя председателя Комитета ГД по промышленности Валерия Драганова. В президиуме находились депутаты ГД, представители Комитетов ГД по промышленности и экономическому развитию, Российской Академии Наук. Участники слушаний обсудили выступления представителей Министерства природных ресурсов, Ростехнадзора, профильных комитетов ГД, представителей промышленности в области энергетики, машиностроения, станкостроения и других областях промышленности.

По словам председателя собрания Валерия Драганова реформа технического законодательства стала самым темным временем парламентаризма в России.

На заседании с докладом выступил заместитель министра Минприроды Семен Леви. Он отметил, что на 2010 год запланирована разработка и принятие пяти важнейших нормативных документов: «Положение о строительном надзоре», «О надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений», «О горном надзоре», «Об охранных зонах электросетевого хозяйства», «О надзоре в сфере промышленной безопасности», «О контроле и надзоре в энергетике». Замминистра отметил, что первые два документа уже приняты, а также впервые в России разработано и принято положение «О горном надзоре». Также Семен Леви в своем докладе назвал приоритетные направления работы Министерства, которые, по его мнению, позволят в полной мере реализовать государственную политику России в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектов. Среди них: введение системы ответственности на всех стадиях жизненного цикла опасного производственного объекта и разделение такой ответственности между государством и бизнесом, включая ответственность производителей, сервисных служб (эксплуатантов) и независимых экспертов, отвечающих за оценку и идентификацию опасных объектов, их категорирование, введения возможности технического аудита. Также будут уточнены критерии отнесения объектов к категории опасных. Запланировано уточнение перечня технических устройств, используемых на объектах. На июнь 2010 запланировано внесение необходимых изменений и дополнений в основной для отрасли ФЗ №116 «О промышленной безопасности».

Информативным и интересным стал доклад заместителя руководителя Ростехнадзора Андрея Ферапонтова, который отметил, что в последние годы наметился устойчивый спад уровня аварийности на объектах, численно сократилась смертность. Однако не в последнюю очередь данный факт связан с сокращением производства, вызванного кризисом, из-за чего многие производственные объекты были остановлены. Андрей Ферапонтов считает, что такие объекты также очень опасны, так как средств на поддержание их в безопасном состоянии практически не выделяется. Кроме этого, многие объекты и так находятся в неудовлетворительном состоянии.

Многими выступающими было отмечено, что ФЗ №184 не охватывает безопасности процессов производства. Но процессы напрямую связаны с вопросами безопасности, в том числе с охраной труда, отсутствием авторского надзора на всех этапах жизненного цикла предприятий, особенно в части ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, промышленного оборудования, вывода и ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов. Участники слушаний отметили, что те, кто перевел и гармонизировал стандарты Евросоюза, сегодня оказались впереди, например, по выполнению Директивы ЕС по энергоэффективности, которая была принята Евросоюзом 5 лет назад. У нас закон на эту тему принят только сейчас.

В выступлениях отмечалось также, что форма собственности никогда ни в одной экономике мира не определяла ее эффективность. На данный момент, как было отмечено выступающими, более 60% опасных объектов превысили установленные сроки эксплуатации. Так, для примера, можно сказать, что при принятии решения о возможности дальнейшей эксплуатации барабанов котлов ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в г. Ярославле, не было учтено мнение завода изготовителя о недопустимости продолжения эксплуатации указанного оборудования, выпущенного, кстати, в 50 годах прошлого века. Собственники, как правило, не заинтересованы менять оборудование. Это дорого и непросто. Вот и пытаются собственники выжать все возможное из давно отслуживших устройств и механизмов. Саяно-Шушенская электростанция находилась в лучшем состоянии, чем действующие электростанции в настоящее время. При всем при этом отсутствует закон, где прописаны действия и ответственность собственника за превышение срока эксплуатации промышленных объектов.

Также было отмечено, что приход непрофессионалов в отрасль в начале 90-х годов полностью разрушил пятиступенчатую систему безопасности опасных объектов, разработанную и безотказно действовавшую еще во времена Советского Союза. По сей день не существует «надотраслевого» надзорного органа в промышленности. По сути, надзор осуществлять некому – нет специалистов, тем более в контрольных органах.

Один из выступающих особо отметил необходимость национализации стратегически важных производственных объектов, так как два десятилетия реформ вкупе с управлением такими объектами менеджерами, а не опытными профессионалами, привело отрасль в состояние коллапса. Председательствующий на собрании Валерий Драганов критически отнесся к такому предложению, однако присутствующие дружно поддержали докладчика, встретив его выступление овацией.

Также выступающими была критически рассмотрена ситуация в области технического регулирования данной сферы. Несовершенство закона позволяет практически беспрепятственно ввозить любые импортные агрегаты, и этим пользуются повсеместно, без должной оценки безопасности таких устройств. Ситуация со стандартами также близка к критической – с 2003 года не было ни одного обновления доказательной базы опасных объектов, в том числе в области химического промышленного производства, важнейшей в этой связи. Ситуация усугубляется тем, что международного опыта в этом вопросе также нет.

Сегодня необходимо учитывать и прогнозировать техногенные катастрофы и аварии. Убытки от них составляют десятки и даже сотни млрд. рублей, как в случае с Чернобылем, или аварии на Саяно-Шушенской электростанции, которая оценивается предварительно в 40 млрд. По мнению представителей РАН, необходимо учитывать, что техногенные катастрофы случаются в среднем с периодичностью раз в десять лет и не исключено, что у нас в этом отношении «все впереди», так как износ оборудования в промышленном производстве сегодня составляет 80%.

В заключение Председательствующий отметил, что Правительству России необходимо усиливать роль представителей науки при принятии решений не только как экспертов, но и учитывать их мнение при решении вопросов управления экономикой страны, в том числе, в области промышленного производства и эксплуатации опасных промышленных объектов.

Эксперты АСР поддерживают скорейшее внесение изменений в Градостроительный Кодекс, Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии», «Об электроэнергетике", «О безопасности гидротехнических сооружений» в связи с принятием предлагаемых изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также скорейшего согласования и внесения в Государственную Думу проектов Федеральных Законов «О стандартизации», «Об аккредитации», а также проекта ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Принятие данных законодательных актов позволит решить задачи:

-повышения технической безопасности опасных объектов;

-создать систему ответственности субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности;

-сформировать правила проведения оценки безопасности технологического процесса;

-обеспечить вывод из эксплуатации оборудования опасных объектов, отработавшего ресурс и имеющего ограниченный запас годности.

Источник: Ассоциация строителей России

Вступить в СРО