26.05.2009

Кому не СРОчно

До конца этого года должен завершиться процесс формирования саморегулирующих организаций в строительной отрасли, которые прежде всего отменят систему лицензирования.

Однако на съезде российских строителей высказывались опасения, что пока только 5 саморегулирующих организаций внесено в реестр. Поэтому к концу года Ростехнадзор может столкнуться с "валом" заявлений от некоммерческих партнерств, претендующих на статус СРО. Успеют ли зарегистрироваться все строительные и проектные компании? Как изменится роль экспертных организаций? И как борются с коррупцией в Ростехнадзоре? Об этом наш разговор с руководителем Ростехнадзора Николаем Кутьиным.

- Как идет процесс формирования саморегулирующих организаций в строительной отрасли? Сколько уже подано заявлений? В чем причина отказов?

- Только две из 20 сдавших организаций документы смогли с первого раза войти в реестр. Это организации специального строительства, которые подчиняются воинской дисциплине, поэтому у них все прошло без сучка и задоринки. Отказы в регистрации происходят только по одной-единственной причине - несоответствие пакета документов установленным правилам.

Главные проблемы были связаны с такими элементарными вещами - в уставе не прописаны цели и содержание деятельности некоммерческой организации. А среди представленных для государственной регистрации документов, как правило, отсутствуют требования к страхованию гражданской ответственности либо компенсационный фонд сформирован с нарушением требований законодательства.

Понимаю, что все это бюрократические моменты, но требования закона незыблемы.

Мы как надзорный орган заинтересованы внести в реестр СРО как можно скорее данные о таких организациях. Потому что от этого зависит правовой статус строительных компаний.

- Некоторые строительные организации просили повременить с переходом к СРО и продолжать работать по лицензии...

- Со следующего года лицензий больше не будет. То, что творится на этом рынке, не выдерживает никакой критики: лицензий на строительство было выдано около 300 тысяч, многие из этих компаний не имели даже строительной техники. А лицензия им была необходима только для участия в тендерах на получение заказа, а потом на субподряд они брали настоящие строительные фирмы. Введение СРО преследовало цель прежде всего избавиться от таких фирм-однодневок.

- Не получится ли, что и саморегулирующие организации ждет такой же фиктивный подход? Сколько всего, на ваш взгляд, должно у нас появиться СРО?

- Пока многие строительные организации выжидают, смотрят на других. Активность проявили только реально работающие объединения, которые давно были готовы к изменению своего юридического статуса.

По-настоящему тревожит другое. Есть предпосылки, что некоторые правовые фирмы готовятся к тому, чтобы предоставлять услуги по организации СРО. Если такой новый бизнес будет активно развиваться, то под вывеской саморегулирующих организаций могут появиться фирмы-фантомы. Тогда мы получим всплеск вновь созданных организаций. Пока же исходя из нынешней ситуации я не думаю, что будет внесено в реестр больше 100-150 саморегулирующих организаций.

- Успеете всех зарегистрировать в этом году? Или есть вероятность, что сроки могут быть перенесены?

- А зачем? Все, кто хочет, успеют. Самый трудный этап становления уже пройден, организационные вопросы решены. Мы в первом квартале уже отработали методику работы. Ошибки предыдущих организаций доводим до сведения вновь создаваемых. И сейчас к нам поступают уже более качественные пакеты документов. Во втором полугодии будет идти текущая работа заявительного характера.

- Какие преимущества дает СРО?

- По закону саморегулируемые организации будут заниматься, к примеру, компенсационными выплатами. При добровольном объединении компании создают свои фонды, куда будут вноситься взносы, и если одна из фирм "прогорит", то остальные будут компенсировать этот ущерб.

Также в СРО будут рассматривать споры: если возникнут претензии у потребителей или при сдаче объекта зафиксированы нарушения, которые компания отказывается устранять. Все идет к тому, что те функции, которые раньше выполняли чиновники, теперь будут переданы СРО. Строительный рынок должен стать саморегулируемым.

- Что в строительной отрасли может принципиально измениться во взаимоотношениях государства и бизнеса?

- К примеру, при принятии Градостроительного кодекса надзор также остается за госорганами, а строительный контроль обязаны вести сами заказчики и застройщики. То есть за качество возводимых объектов будут отвечать непосредственные исполнители. А зачем нашим инспекторам ходить по стройкам, травмировать своим появлением строителей и создавать коррупционные прецеденты. Ростехнадзор будет присутствовать только на ключевых этапах строительства, чтобы проверить, нет ли отклонения от проектных решений. Сам процесс мы ежесекундно контролировать не будем, иначе темпы строительства будут крайне низкими. В период кризиса любая бюрократическая проволочка чревата "замораживанием" строительства.

В последующем мы саморегулирующим организациям могли бы передать и вопросы, связанные с ведением надзора и экспертной оценки технических устройств на объектах (подъемных кранов, лифтов), энергетикой. То есть все, что непосредственно связанно с безопасностью ведения работ.

- Как это отразится на промышленной безопасности? Что тогда останется контролировать федеральным органам?

- Правительственные органы должны отвечать только за вопросы глобальной безопасности на тех объектах, которые могут нанести ущерб не одному региону.

Все остальное нужно переводить в зону ответственности самих собственников, а то получается, что мы все друг другу не доверяем и друг друга проверяем. Да и зачем создавать армию контролеров-чиновников, которые будут висеть на шее у налогоплательщиков.

- Как продвигается реформа Ростехнадзора? Какие цели она преследует?

- Путем реформирования собираемся создать оптимальную структуру взаимодействия государства и предприятий, эксплуатирующих опасные объекты. Для этого в первую очередь проводим максимальную реструктуризацию нашего ведомства, дабы минимизировать уровень коррупции. Чтобы нерадивые чиновники не строили на надзоре свой бизнес. Еще в прошлом году центральный аппарат был сокращен на 25 процентов. Количество территориальных управлений сократится с 84 до 38. Мы проводим серьезную кадровую чистку в своих рядах, избавляемся от самых коррупционных должностей в нашем ведомстве - руководителей и их замов. Уже в два раза сократили начальственный аппарат. Реформа нашего ведомства должна быть завершена к 1 июля.

- Какие санкции ждут компании, которые допускают на своих объектах аварии и случаи травматизма?

- Одним вынесением предписаний предприятию не отвертеться. Самого руководителя может ждать штраф в размере 20 тысяч рублей, его переаттестация. Кроме того, налагается штраф и на само юридическое лицо, который в случае наличия экологического ущерба будет очень чувствительным для собственника, который может достигать нескольких миллиардов рублей.

- Вы предлагаете освободить экспертные организации от необходимости утверждать свои заключения в Ростехнадзоре...

- В ближайшие месяцы доведем эту работу до логического завершения. Вообще пытаемся добиться того, чтобы чиновники не имели никакого отношения к проведению экспертиз. Это коррупционный рынок, через который, по разным оценкам, проходит около одного миллиарда долларов в год. Даже сам факт рекомендации чиновником той или иной экспертной организации как наиболее компетентной уже недопустимо. Мы будем информировать только о недобросовестных компаниях.

Кроме того, предлагаем законодательно внести уголовную ответственность экспертов экспертной организации за недобросовестное заключение. Так как не раз случалось, что результат неверно проведенной экспертизы приводил к человеческим жертвам.

Ольга Бухарова

Источник: Российская бизнес-газета

Вступить в СРО