05.05.2009
Как жильё сделать доступным
Потребность населения в жилье остаётся острой и неудовлетворённой. Собственных средств у населения нет, более 60 процентов людей нуждаются в улучшении жилищных условий. 80 процентов семей из количества нуждающихся не могут ни купить квартиру сразу, ни взять ипотечный кредит, ставший в кризисное время ещё более недоступным. Прежде чем говорить о доступности жилья для граждан, необходимо коренным образом поменять стандарты ипотеки и создать долговременные программы развития строительства жилья.
Кабальные стандарты
О том, как должен развиваться строительный рынок, рассказывает почётный строитель России Юрий КАМЕНЕЦ.
— Ипотека совершенно не влияла на обеспечение населения жильём. Возлагаемые на неё надежды не оправдались, поскольку потребность в финансовых средствах удовлетворяла менее одного процента нуждающегося населения.
Опубликованные «новые стандарты» остаются такими же кабальными, но более изощрёнными и совершенно не решают проблемы обеспечения населения жильём.
Шум и восторги в СМИ чиновников и журналистов о «доступности, выгодности, перспективности «новых стандартов» ипотеки», как и проведение «ярмарок недвижимости», рекламирующих ипотеку, нужны только банкирам, коммерческим организациям и части чиновников, получающих от ипотеки сверхдоходы.
Пора коренным образом менять кабальные стандарты ипотеки, без чего у этого инструмента нет будущего. Плата за кредит не должна превышать шести — восьми процентов годовых, сумма платы за кредит должна определяться один раз и на весь срок кредита без каких-либо комиссионных и других обманов и перерасчётов.
Нужны и другие, более радикальные решения финансирования жилищного строительства. В том числе создание строительных сберегательных касс — не банков, а касс.
Нужно решительное вмешательство государства в строительство социального жилья за счёт средств резервных фондов и предоставления этого жилья в аренду малоимущим семьям с частичным выкупом и правом его приватизации через три — пять лет. Фонды, созданные за счёт населения, должны работать на население.
Квадрат на каждого
По заявлению президента страны, приоритетная государственная задача — обеспечить в ближайшие годы строительство одного квадрата жилья на каждого жителя.
В 2008 году в стране было построено менее 0,4, а в Челябинской области — немногим более 0,55 квадратного метра на каждого жителя.
Цифры говорят о том, что необходимо удвоить объём строительства жилья, что потребует также увеличения объёмов строительства детских садов, школ, поликлиник и больниц, торговых, офисных, культурных и спортивных зданий и сооружений. Строительство этих объектов создаст несколько тысяч рабочих мест.
Выйти на строительство одного квадрата на каждого жителя Челябинской области при сегодняшнем состоянии строительного рынка неосуществимо без программы развития строительства жилья и инвестиционной программы инженерного обеспечения.
Только эти программы смогут ответить на вопросы, достаточно ли заявленного объёма строительства жилья, достижимо ли оно и в какие сроки, что для этого надо сделать, где расположены земельные участки для застройки, как будут решаться инфраструктура и инженерное обеспечение, откуда появятся строительные изделия и кадры, каким образом будет решаться финансовая сторона дела.
Капитально, комплексно и системно в области и городе этим никто не занимается. Нужна добротная система функций и задач административных органов в сфере строительства.
Элементом такой системы, отвечающей требованиям Градостроительного и Земельного кодексов, которые у нас в полную силу не работают, должен быть регламент документооборота.
Регламент сократит время выдачи разрешительных документов с сегодняшних полутора-двух лет до одной-двух недель и позволит сразу же зарегистрировать собственность или аренду земельного участка и начать проектирование здания без проволочек.
В идеале финансовая сторона строительства жилья должна обеспечиваться следующим образом:
• социальное жильё и инфраструктура — за счёт государственного и региональных бюджетов;
• общедоступное жильё — за счёт накопительных взносов населения и кредитов строительных сберегательных касс;
• общедоступное жильё — за счёт ипотечных кредитов, приемлемых для населения.
Функции застройщика было бы правильным поручить управлению капитального строительства городской администрации, которое на договорной основе могло бы привлекать изыскателей, проектировщиков, строителей-подрядчиков. Опыт такой работы в городе имеется, достаточно вспомнить «единого заказчика». Здесь уместен закрытый конкурс.
Требуются перемены
В нашем регионе нет органа, определяющего направления развития строительной отрасли, занимающегося изучением и внедрением новых строительных материалов, современных технологий, подготовкой и изданием нормативных технических и технологических правил, организацией подготовки строительных кадров.
Нет органа, который мог бы координировать разработку региональных норм градостроительного проектирования, курировать вопросы безопасного и качественного ведения строительно-монтажных работ, гарантирующих долговечность зданий.
Стабилизации строительного рынка будет способствовать саморегулируемая организация строителей (СРО) — рабочий орган с государственными полномочиями по функционированию и регулированию строительного рынка, но несущий всестороннюю ответственность за качество, безопасность, долговечность построенных зданий, сооружений.
Система лицензирования — это уже прошлая эпоха. Жизнь требует перемен, без которых нет прогресса. Действительно, закон о создании СРО — сложный, непрозрачный, кроме контрольных функций он устанавливает дальнейшее вмешательство государства в строительную деятельность.
В системе лицензирования был один орган, закон создаёт шесть новых дополнительных административных органов, деятельность которых приведёт к громоздкой, нежизнеспособной системе.
Получается, что закон создаёт новые барьеры и почву для коррупции и по своей сути препятствует росту объёмов строительства жилья. Закон фактически игнорирует действующие общественные организации строителей (союзы и ассоциации), требуя заявления для вступления в СРО от каждого лица.
Разве недостаточно, чтобы члены союзов и ассоциаций строителей на общем собрании приняли решение о коллективном вступлении в СРО? Закон нужен, но для его работоспособности необходимо внести изменения.