11.03.2009

Законы самоуправления

Минтранс предлагает создать саморегулирующуюся организацию железнодорожных операторов

Чиновники хотят переложить груз ответственности на плечи бизнеса

В Минтрансе прорабатывают возможность создания общественного объединения, которое получит право участвовать в подготовке и принятии норм и правил в области лицензирования или стандартизации железнодорожных перевозок.

Идея создания такого общественного объединения была озвучена несколько месяцев назад. А теперь она получила развитие. Как рассказал «Гудку» источник в Минтрансе, принимающий участие в подготовке создания объединения, на первом этапе, возможно, это будет некоммерческое партнёрство, учредителями которого на добровольной основе станут более десяти организаций. Среди них ОАО «Первая грузовая компания», «ТрансКонтейнер», «Новая перевозочная компания», «Трансгарант», «Дальневосточная транспортная группа» и другие.

«С помощью саморегулируемой организации (СРО. – Ред.) Минтранс рассчитывает реализовать эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием в области перевозок грузов железнодорожным транспортом, – считает источник «Гудка». – Это позволит не допустить на рынок недобросовестных участников и будет способствовать обеспечению безопасности перевозок». Со временем, прогнозирует сотрудник Минтранса, «членство в данной организации для всех компаний-операторов станет обязательным и будет закреплено законодательно». Точные сроки создания объединения, окончательный состав учредителей и другие подробности организации и деятельности СРО пока не известны. Сейчас эти вопросы являются предметом активных консультацией между Минтрансом и будущими учредителями.

ОАО «РЖД» со своими дочерними обществами участвует в работе по созданию саморегулируемой организации. «Общественное объединение может стать ещё одной площадкой, на которой участники рынка будут выяснять отношения и урегулировать конфликтные ситуации, возникающие, например, в сфере перевозок высокодоходных грузов», – сказал «Гудку» начальник департамента по взаимодействию с федеральными органами власти ОАО «РЖД» Виктор Ребец. По его мнению, этой организацией может быть создан Кодекс корпоративной этики по аналогии с теми, что действуют в других сферах экономики.

Однако Виктор Ребец высказал сомнение в том, что «создание такого некоммерческого партнёрства необходимо именно сейчас». В беседе с «Гудком» он заявил, что «в данный момент у компаний-участников есть достаточно возможностей для того, чтобы развивать конкуренцию, предлагая потребителям выгодные тарифы, условия перевозок и т.д. «Не думаю, что создание общественной организации повлечёт за собой резкий прорыв на рынке, и не уверен, что этот прорыв в принципе необходим», – сказал Виктор Ребец. «Кроме того, есть моменты, вызывающие у нас вопросы, например планы наделить СРО функциями не только наблюдателя, но и регулятора. Это может вызвать серьёзные юридические коллизии», – говорит руководитель департамента РЖД.

Отметим, что ныне действующие организации профучастников, например ассоциации и союзы, не могут взять на себя функции СРО по формальным признакам. Они для этого должны пройти обязательную перерегистрацию в Минюсте. По информации «Гудка», руководство Минтранса допускает возможность возложения функций СРО на одну из существующих общественных объединений и считает, что этот вопрос должны решать представители транспортного рынка.

Сами же участники рынка единой позиции по данному поводу не имеют. В Новой перевозочной компании эту тему комментировать отказались. А ведущий эксперт «ТрансКонтейнера» по логистике Лев Матюшин считает, что в современных условиях «у любой жизнеспособной компании достаточно ресурсов для самостоятельной организации своей деятельности. Создание СРО – признак того, что некоторые структуры не способны развиваться самостоятельно. Когда рынок стал прозрачным и административный ресурс не используется, многим игрокам просто некомфортно работать, им понадобилась госструктура, которая бы управляла ими, направляла и регулировала их деятельность, – считает г-н Матюшин. – Зачем «ТрансКонтейнеру» вступать в СРО, за что мы будем платить взносы? У нас уже есть руководство, определяющее политику компании, вряд ли нам нужны ещё руководители».

Президент Всероссийской ассоциации приватизируемых предприятий Григорий Томчин считает правильным наделить СРО функциями лицензирования. «Тогда члены организации сами будут решать, кого допустить на рынок, кого лишить права работать на нём за серьёзные нарушения, – говорит г-н Томчин. – Но в этом случае участники СРО должны нести ответственность за выдачу лицензий, в том числе и финансовую. Но, с другой стороны, они же диктуют правила игры на этом рынке».

Однако глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский считает наоборот: «В числе передаваемых функций не должно быть лицензирование участников рынка, потому что лицензирование уместно, когда речь идёт о компаниях, осуществляющих перевозку особо опасных грузов, в других случаях это излишне».

Президент НП «Гильдия экспедиторов» Семён Резер не сомневается, что создание СРО является верным шагом, особенно сейчас, во время кризиса. «Проблемы участников рынка в случае создания СРО решаются более эффективно, например удаётся решать с Центробанком злободневные вопросы, чего нельзя сделать в одиночку», – поделился он опытом.

Анастасия Скогорева

Софья Корепанова

Источник: Гудок

Вступить в СРО