25.02.2009
В МЧС обсудили создание саморегулируемых организаций в сфере пожарной безопасности
Вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владислав Корочкин принял участие в конференции МЧС России «От лицензирования в области пожарной безопасности – к саморегулированию». В работе мероприятия также принял участие член Президиума ОПОРЫ РОССИИ Михаил Колесников.
В своем выступлении на конференции Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу назвал создание СРО в сфере пожарной безопасности продолжением работы министерства по снижению уровня госрегулирования в экономике, и прежде всего, в сфере деятельности малого и среднего бизнеса. «Из 5 млн. различных объектов, которые сегодня контролируются органами Государственного пожарного надзора, мы готовы уйти с 4,5 млн., оставить за собой контроль соблюдения норм пожарной безопасности на важных социальных объектах, потенциально-опасных и тех объектах, которые имеют особо важное значение для экономики страны. Но кому-то нужно контролировать остальные. Наша задача – создать условия для создания саморегулируемых организаций в этой сфере, подготовить нормативную базу, на основании которой они будут работать», отметил глава МЧС России.
В свою очередь, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владислав Корочкин напомнил, что тема конференции тесно связана сразу с двумя масштабными реформами в стране - административной и реформой технического регулирования. «Малый бизнес, как никто другой, заинтересован в их успешной реализации», отметил предприниматель. Одним из самых ярких составляющих обеих реформ В. Корочкин считает механизм саморегулирования. Между тем, по его мнению, с реализацией принципов саморегулирования в РОССИИ сегодня связан ряд трудностей.
С введением институтов СРО предполагалось, что государство «отступит на один шаг назад» от бизнеса, готового взять на себя дополнительную ответственность – организационную, финансовую и, что особенно важно, моральную, отметил докладчик, напомнив об изначальном принципе: СРО наблюдают за своими членами, а государство – за тем, как они с этим справляются. Однако все получилось по-другому. Если первый проект закона о СРО предусматривал отсутствие для члена СРО всех плановых проверок со стороны всех госорганов после проверки, проведенной самой саморегулируемой организацией, то сегодня законодательство лишь ограничивает количество членов СРО, которых можно проверить в течение года. Тем самым, к существующим видам контроля просто прибавились контроль со стороны саморегулируемой организации и повышенные имущественные обязательства для каждого члена СРО. «В итоге, для многих предпринимателей участие в саморегулируемых организациях не имеет особого смысла», отметил В. Корочкин. Вместе с тем он выразил надежду, что «реальное развитие саморегулирования в сфере, относящейся к ведению мощного и авторитетного федерального ведомства - МЧС, поможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки».
Что касается реформы государственного контроля, то, по мнению вице-президента и председателя Комитета ОПОРЫ РОССИИ по административной реформе и антикоррупционной деятельности, ее реализация «буксует». По словам В. Корочкина, даже уже так непросто принятые решения – правильные, долгожданные и многократно обещанные – на выходе просто выхолащиваются.
В качестве примера представитель ОПОРЫ привел случай с лицензированием «деятельности по тушению пожаров». «Еще совсем недавно лицензировалась деятельность «по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров». С 8 декабря 2006 года лицензирование деятельности по «предупреждению пожаров» должно было прекратиться, согласно №201-ФЗ от 4 декабря 2006г. Полгода спустя Правительство РФ исключило слова «предупреждению и» в наименовании и по тексту Положения о лицензировании – и все. Название сократилось, а объем лицензируемой деятельности остался прежним. «Организация и осуществление профилактики пожаров» по-прежнему подлежат лицензированию наряду с «организацией и осуществлением действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров», просто называются сокращенно, отметил докладчик, обратив внимание, что «такие «мелочи» и подрывают веру предпринимателей в государство и его представителей».
Что касается реформы техрегулирования, то, по мнению вице-президента ОПОРЫ, и здесь многое зависит «от МЧС России и от способов реализации министесртвом государственной политики именно в сфере пожарной безопасности». Вступающим с 1 мая в силу техрегламентом предусмотрена декларация пожарной безопасности, призванная в значительном количестве случаев заменить громоздкую, дорогостоящую и чрезвычайно коррупциогенную практику предварительных пожарных согласований, напомнил В. Корочкин. «Без преувеличения, все предпринимательское сообщество с замиранием сердца следит за тем, как будут реализовываться на практике эти нововведения. Действительно ли, после призывов «прекратить кошмарить» малый бизнес, многочисленных «сигналов» и «импульсов», государство - в лице своих лицензирующих, сертифицирующих, контролирующих органов - повернулось к малому и среднему предпринимательству лицом», отметил представитель ОПОРЫ.
Особое внимание в своем выступлении Владислав Корочкин уделил принципу стран, «ставящих задачу производить конкурентоспособную продукцию всех видов для глобальной конкуренции», - презумпции соответствия декларации производителя. Эту тему докладчик затронул в связи с делегированием права выдавать сертификаты от государства к неким коммерческим организациям, в результате которого, по словам В. Корочкина, «уже начинает разгораться борьба и множатся попытки создать новые рынки подобных услуг». «Только такая презумпция способна сделать институт саморегулирования внятным: когда СРО не просто будут выдавать бумажки вместо госорганов, но будут следить и выявлять отклонения заявленных в декларациях параметров действительным характеристикам товара, услуги, работы или объекта», считает докладчик.
Подводя итоги своего выступления, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ напомнил, что «практически весь бизнес, связанный с проблематикой обеспечения пожарной безопасности, относится к сфере малого и среднего». «Как и любой иной, «пожарный бизнес» тоже прошел собственный путь становления и развития. Зародившись в качестве непосредственного реализатора мер в сфере государственного надзора, на начальном этапе эта сфера развивалась во многом с помощью административного ресурса. Итогом этого стали экономически необоснованные издержки для заказчиков, а главное, определенное мнение о практике обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации», отметил В. Корочкин. Такие виды бизнеса, «паразитирующие» на государственной функции, характерны далеко не только для сферы пожарной безопасности, однако, обратил внимание В. Корочкин, МЧС России приступило к исправлению ситуации в этой области одним из первым.
«ОПОРА всецело поддерживает стремление руководства МЧС реформировать систему государственного регулирования сферы работ и услуг в области пожарной безопасности», подчеркнул вице-президент организации. Одновременно с этим В. Корочкин выразил надежду, что публичные обсуждения этой темы, по примеру конференции, будут способствовать «формированию «правильных» СРО, правильной системы саморегулирования, резко снижающей издержки экономики, государства и налогоплательщиков».