11.02.2022

Главгосэкспертиза рассказала о новых подходах к проектированию объектов воздушного транспорта

«Предпринимаемые меры по обязательному переходу к ТИМ и машиночитаемому XML-формату, а также формированию библиотек данных как основы цифрового инжиниринга – это наиболее востребованный государством и профессиональным сообществом подход к нормативно-техническому регулированию в области проектирования и строительства объектов воздушного транспорта». Такое мнение высказала Лариса Бондарь, главный эксперт проекта Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России. Представитель ведомства выступила одним из модераторов IX отраслевой конференции «Инвестиции и технологии в модернизации и управлении современной аэропортовой инфраструктурой», которая проходила 9-10 февраля в рамках национального авиафорума NAIS-2022.

Традиционно форум NAIS проходит при поддержке и участии Минтранса России, Росавиации и приурочен к Дню гражданской авиации, который отмечается в России 9 февраля. В числе официальных партнеров деловой программы форума – Главгосэкспертиза России, информационный партнер – «Вестник государственной экспертизы».

Открывая IX конференцию «Инвестиции и технологии в модернизации и управлении современной аэропортовой инфраструктурой», Лариса Бондарь отметила важность перехода отрасли к информационному моделированию и XML-схемам документооборота, а также необходимость консолидации и максимального вовлечения профессионального сообщества в процессы подготовки новых и адаптации действующих требований нормативно-правовой базы в сфере воздушного транспорта. По мнению эксперта, рабочая группа по разработке современных нормативов для авиатранспортных объектов должна включать отраслевых экспертов из государственных и научных институтов, а также бизнес-сообществ, включая аэропорты и коммерческие проектные организации.

«Современный цифровой подход к актуализации норм – это библиотека данных, где каждая задача решается выбором атрибутов в конкретной директории. База данных может содержать как минимум две категории параметров: неизменяемые (или константные) и расчетные», – подчеркнула спикер. К неизменяемым параметрам относятся процессы, обусловленные потребностями людей, в том числе габаритными размерами багажа, условиями для содержания и перевозки животных, а также эргономические требования для обеспечения комфортных условий пребывания и жизнедеятельности пассажиров и персонала аэровокзалов.

«Эти параметры наиболее стабильны и не изменяют своих значений в итерациях нормативных документах десятки лет», – отметила эксперт. В то время как изменяемые или расчетные параметры – это более сложная категория, которая требует разделения на библиотеку готовых данных (как, например, стандартные значения для терминала пропускной способностью 100, 200 пасс/час и т.д.), которые включают в себя весь необходимый набор расчетов технологического оборудования, динамических и стационарных площадей, и на библиотеку макросов, которые помогают вычислять потребное количество оборудования. «Например, при внедрении автоматизированных процессов с применением QR-кодов для паспортного контроля может применяться формула расчета, отличная от классической формулы расчета трехминутного контроля в кабине паспортного контроля», – пояснила Лариса Бондарь. При этом спикер подчеркнула, что основным критерием расчетов нормативной базы сегодня выступает временной фактор как самый ценный ресурс экономики и бизнеса ХХI века.

«Именно поэтому при проектировании аэропортов за единицу измерения необходимо принимать время – в том числе расчетное время на обслуживание воздушных судов перронной техникой, средняя продолжительность пребывания в здании аэровокзала и выполнения автоматизированных технологических процессов», – считает Лариса Бондарь.

Кроме того, по словам представителя Главгосэкспертизы России, нормативное регулирование, критически важное для модернизации инфраструктуры воздушного транспорта, необходимо рассматривать сегодня в контексте цифровой трансформации – общего мейнстрима государственных надзорных органов, научных и производственных организаций, в том числе авиакомпаний и операторов аэропортов.

«Нормативный документ нового поколения должен стать живой, гибкой и подвижной структурой, меняющейся синхронно с техническим прогрессом. В этих условиях основной задачей регулятора становится переход к инжинирингу как цифровой обновляемой библиотеке данных, и решить эту задачу будет возможно только при активном взаимодействии государства, науки и бизнеса», – подытожила Лариса Бондарь.

Источник: Пресс-служба ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Вступить в СРО