26.10.2021
Законопроект об обязательной НОК доработают ко второму чтению
Правительственный законопроект, предусматривающий введение обязательной независимой оценки квалификации для специалистов НРС в сфере строительства, не согласуется с Трудовым кодексом, способствует образованию дефицита профессиональных кадров в строительной отрасли и повышает финансовую нагрузку на членов саморегулируемых организаций. К такому выводу пришли депутаты Госдумы на заседании профильного Комитета по строительству и ЖКХ.
В заключении комитета на представленный законопроект говорится, что в Трудовом кодексе, равно как и в законе «О независимой оценке квалификации», НОК является процедурой добровольной, а требование о её прохождении к своим специалистам может предъявлять только работодатель, что закрепляется в трудовых и коллективных договорах и прочих соглашениях на уровне предприятий. Законопроект не меняет этих законодательных актов и сохраняет за работодателем данное право.
Также депутаты отметили, что в представленной редакции законопроект лишь формально заменяет к специалистам, внесённым в НРС, требование о необходимости повышения квалификации на свидетельство о прохождении НОК, потому как сама НОК ориентирована на соответствие специалистов профессиональным стандартам, где повышение квалификации является обязательным требованием.
Исходя из того, что в нацреестрах НОСТРОЙ и НОПРИЗ на сегодняшний день значится более 300 тысяч специалистов, весомая доля которых внесена в НРС до 1 июля 2017 года (именно этих физлиц законопроект обязывает уже в 2022 году пройти независимую оценку квалификации), спрос на услугу (проведение НОК) резко возрастёт и, соответственно, спровоцирует рост её стоимости. А поскольку физлица (главные архитекторы и главные инженеры проектов) будут проходить НОК за собственный счёт, возникает риск развития дефицита профессиональных кадров в строительстве.
Также от внимания депутатов не ускользнул тот факт, что от наличия в штате квалифицированных специалистов, внесённых в НРС, зависит членство стройкомпании в СРО. Разумеется, стройкомпании будут стремиться минимизировать риск исключения из СРО по причине несоответствия их штатных специалистов новым требованиям, что по мнению депутатов, приведёт к повышению финансовой нагрузки на строителей.
Кроме того, по мнению депутатов, в законопроекте отсутствует необходимый уровень ответственности центров оценки квалификации за проведённую ими НОК, из-за чего «существует риск разрушения существующей отраслевой системы работы с персоналом и снижения уровня подготовленности кадров», что, в свою очередь, негативно скажется на качестве строительства объектов.
Что предлагают члены профильного комитета? Во-первых, «рассмотреть возможность не распространять требование о наличии свидетельства о квалификации на вновь включаемых в национальный реестр специалистов», что, по мнению комитета, «позволит минимизировать риск развития дефицита профессиональных кадров в строительстве».
Во-вторых, в статье 55.5-1 Градкодекса уточнить предмет обязательной НОК. В-третьих, уточнить требования к иностранным специалистам, которые вносятся в НРС. В-четвёртых, сократить установленные сроки для принятия решения о включении сведений в НРС и уведомления физлица об этом решении. Также комитет предлагает предусмотреть возможность обеспечения саморегулируемых организаций своевременной информацией о снижении кредитных рейтингов банков, где они размещают свои компфонды, с целью снижения рисков для сохранности последних, в связи с тем, что СРО «не являются профессиональными участниками финансового рынка» и не обязаны регулярно оценивать кредитный рейтинг кредитных организаций.
Все озвученные замечания комитет предлагает учесть при доработке законопроекта ко второму чтению. Концептуально проект комитетом поддержан. Первое его чтение должно состояться уже сегодня.