07.06.2019

Александр Красавин: «Многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание тысяч людей, должны проектироваться под контролем государства»

Такое заявление начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин сделал на конференции «Пожарная безопасность уникальных и сложных объектов: особенности проектирования противопожарной защиты, строительство, эксплуатация. Техническое регулирование», подчеркнув, что перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, установленный сегодня Градостроительным кодексом Российской Федерации, необходимо расширить и включить в него дополнительные категории с учетом требований пожарной безопасности.

По мнению Александра Красавина, к вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей на стадии проектирования нужно подходить комплексно, обеспечив участие государства на протяжении всего жизненного цикла объектов. Для этого необходимо внести изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса, определяющую перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне. В настоящее время в перечне отсутствуют здания и сооружения гражданского назначения, которые нередко могут быть самыми опасными для человека с точки зрения их пожарной безопасности. Еще более актуальной проблема становится, когда в проекте содержатся отступления от требований пожарной безопасности сводов правил, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам. Тем не менее, государство такие объекты на стадии проектирования не контролирует. Вопросы обеспечения пожарной безопасности в данном случае полностью отданы негосударственным экспертным организациям.

Аналогичная ситуация возникает и с уникальными объектами, - кодекс не относит к ним гигантские многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание многих тысяч людей. Для получения разрешения на строительство объектов, по масштабам зачастую сопоставимых с целым городом, также достаточно получения заключения негосударственной экспертизы.

«Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение профессионализм негосударственных экспертных организаций, но, тем не менее, контроль со стороны государства за правильностью и обоснованностью принятых решений на стадии проектирования подобных объектов необходим, наверное, ничуть не меньше чем в отношении многих других категорий объектов, подлежащих исключительно государственной экспертизе», - уверен начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин.

С целью обеспечения пожарной безопасности на всем протяжении жизненного цикла объектов с массовым пребыванием людей Александр Красавин предлагает рассмотреть возможность корректировки Перечня особо опасных и уникальных объектов, включив в него дополнительные категории, такие, как «объекты с массовым пребыванием людей» и «объекты, запроектированные по индивидуальным нормативам в соответствии с требованиями СТУ». В этом случае сложнейшие вопросы обеспечения их пожарной безопасности будут находиться под государственным контролем на стадии проектирования.

Также в ходе своего доклада представитель Главгосэкспертизы России обратил внимание слушателей на низкую эффективность актуализации нормативных актов, проводимой в целях устранения существующих сложностей по вопросам пожарной безопасности. Ежегодно разрабатывается и обновляется большое количество сводов правил, но актуализированным нормативам не придается полноценный статус. Своды правил обновлены, но в приоритете остаются их старые редакции, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий. Так как данный Перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации в 2014 году, то есть почти пять лет назад, на правоприменительную практику актуализация влияет мало.

«Кроме того, как показывает практика, актуализация зачастую не решает проблему тех требований, на которых как раз и спотыкаются проектировщики, и из-за которых регулярно вынуждены разрабатывать специальные технические условия. Хотя, конечно, на решение подобных проблемных требований и должна быть, в первую очередь, направлена актуализация», - констатировал Александр Красавин.

С внедрением риск-ориентированного подхода на стадии проектирования также нередко возникают сложности. Используемые сегодня методики не учитывают материальные риски, и не позволяют обосновывать отступления от многих требований нормативных документов, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам. При этом отсутствие необходимых методик не может быть компенсировано одними только расчетами риска, пусть даже и посчитанными по имеющимся методикам многократно, - в проекте опасного производственного объекта, руководствуясь требованиями нормативных документов, специалисты часто вынуждены трижды выполнять комплексы сложнейших расчетов по схожим методикам, определяя значения риска в декларации промышленной безопасности, в противопожарных мероприятиях и в разделе ГОЧС. Результатом этого становятся многотомные собрания расчетов промышленного риска, пожарного риска и риска чрезвычайных ситуаций. Правительством Российской Федерации в январе 2019 года был утвержден план мероприятий по «Трансформации делового климата». Учитывая, что в рамках его реализации одна из задач - оптимизация требований к проектной документации, то сложившееся положение дел по данному вопросу также нуждается в пересмотре.

«Если затронуть тему правоприменительной практики, то и здесь есть сложности, характеризующиеся разной трактовкой тех или иных требований специалистами различных ведомств. Для решения проблемных вопросов необходимо эффективное межведомственное взаимодействие, причем как при разработке нормативных документов, так и при их применении. При этом по вопросам пожарной безопасности такое взаимодействие, наверное, не должно ограничиваться только Минстроем и МЧС, поскольку нормативные документы, содержащие требования по вопросам пожарной безопасности, утверждаются также и Минэнерго, и Росстандартом, и другими ведомствами», - заключил Александр Красавин.

Источник: Пресс-служба ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Вступить в СРО