15.02.2019
Главгосэкспертиза настаивает на доработке законодательства по обеспечению пожарной безопасности
В последние годы в сфере пожарной безопасности проводится активная работа, направленная, с одной стороны, на устранение избыточных административных барьеров, а с другой — на совершенствование законодательства. С рядом предложений по этой части выступает и Главгосэкспертиза России. Часть из них на Международном форуме «Технологии безопасности» изложил Александр Красавин, возглавляющий в ведомстве Управление промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС.
«Одно из предложений касается внесения корректировок в нормативные документы, которые позволят специалистам осуществлять проектирование зданий и сооружений без разработки специальных технических условий, применение которых ведет к затягиванию сроков реализации проектов и к удорожанию стоимости проектирования. Полноценный анализ разработанных СТУ поможет систематизировать и закрепить согласованные в них решения», — сообщил Красавин.
По его мнению, необходимо установить более четкие и конкретные требования к объему разрабатываемой и представляемой на экспертизу проектной документации. «Действующее положение о составе и содержании разделов вводит лишь общие, рамочные критерии, тогда как новый документ должен установить вполне определенные требования, как к содержанию разделов проектной документации, так и к процедуре их согласования при проведении экспертизы, — заявил эксперт. – Эти новеллы помогут сократить число требований, ведущих к дополнительному усложнению и удорожанию процессов проектирования и экспертизы, в том числе по вопросам пожарной безопасности. Кроме того, они помогут более четко распределить полномочия между экспертными и надзорными органами».
Также при актуализации законодательства необходимо учесть широкое внедрение технологий информационного моделирования и переход на цифровое проектирование объектов. «С точки зрения безопасности было бы правильно присвоить объектам что-то вроде «электронных паспортов», обеспечив к ним доступ в режиме реального времени для контролирующих органов. В такой информационной модели могут быть отражены основные архитектурные и конструктивные параметры, исправность инженерно-технических систем противопожарной защиты и других систем безопасности, состояние эвакуационных путей и выходов, изменение объемно-планировочных решений и другие характеристики объекта», — предложил Александр Красавин.
Кроме того, Главгосэкспертиза выступает за межведомственное взаимодействие при разработке нормативных документов, так как сегодня нормы, содержащие требования пожарной безопасности, вызывают у профессионального сообщества немало вопросов.
Также Александр Красавин отметил, что отдельные положения законопроекта, направленного на совершенствование деятельности Государственного пожарного надзора, нарушают функционирование института экспертизы проектной документации по принципу «одного окна». Усиление контроля со стороны государства за вопросами обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей на стадии их проектирования должно решаться в рамках существующего института экспертизы. В Главгосэкспертизе считают, что нужно внести корректировки в статью 48.1 Градостроительного кодекса, которая определяет перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне. К ним отнесены объекты, за проектированием которых государство осуществляет контроль в части соблюдения требований технологической, промышленной и механической безопасности посредством экспертизы на ранней стадии. Но в данном перечне отсутствуют здания и сооружения гражданского назначения, которые по факту могут оказаться самыми опасными для человека с точки зрения пожарной безопасности. В таких проектах и в последующем на объектах зачастую имеются отступления от требований пожарной безопасности сводов правил, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам. Тем не менее, государство не контролирует их на стадии проектирования, а отдает эти вопросы на усмотрение негосударственных экспертных организаций. Аналогичная ситуация с уникальными объектами, подлежащими госэкспертизе, к которым, согласно Градкодексу, не относятся гигантские многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание многих тысяч людей. Для получения разрешения на строительство таких объектов, которые по своим масштабам зачастую сопоставимы с целым городом, также достаточно проведения негосударственной экспертизы.
«Я ни в коей мере не ставлю под сомнение профессионализм и компетентность коллег из негосударственных экспертных организаций, но контроль со стороны государства за правильностью и обоснованностью принятых решений на стадии проектирования подобных объектов необходим, наверное, ничуть не меньше чем за проектированием подвесной канатной дороги или склада с азотной кислотой. Поэтому мы предлагаем рассмотреть возможность включения в Перечень особо опасных и уникальных объектов дополнительных категорий с точки зрения пожарной безопасности», — резюмировал Александр Красавин.