02.11.2018
Для обеспечения экологической безопасности необходимо оптимизировать нормативную базу
Такое заявление сделала начальник Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России Оксана Родивилова, выступая на XV Всероссийском конгрессе «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование» с докладом, посвященным актуальным проблемам экспертизы проектных решений в области охраны окружающей природной среды.
«Сегодня одна из самых актуальных задач экспертизы проектных решений в области охраны окружающей природной среды – разграничение полномочий государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации в целях обеспечения экологической безопасности государства и граждан», – подчеркнула начальник Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России.
В 2005 году Градостроительный кодекс Российской Федерации ввел принцип «одного окна» при экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, при этом проведение иных экспертиз не допускалось. В последствии данный принцип был нарушен, и к экспертизе проектной документации добавилась государственная экологическая экспертиза проектной документации на работы по отдельным объектам, позже перечень объектов, проектная документация которых подлежит экологической экспертизе, неоднократно расширялся.
Оксана Родивилова напомнила, что в настоящее время государственная экологическая экспертиза относится к ведению Росприроднадзора и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а государственная экспертиза проектной документации проводится Главгосэкспертизой России, ГК «Росатом», отдельными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
«Государственная экологическая экспертиза должна проводиться до государственной экспертизы проектной документации. Но многие застройщики, чтобы сэкономить время, регулярно обращаются с инициативой одновременного проведения двух экспертиз. При этом экологическая оценка возможности строительства на этапе проектирования является «запоздалой» мерой, так как на данной стадии уже должны быть приняты решения о капитальных вложениях и проведены все процедуры по планировке территории, предоставлению земельного участка под строительство», – сказала Оксана Родивилова.
На первый взгляд, предмет двух экспертиз очень схож, однако между ними есть важные отличия. Так, при проведении экологической экспертизы оценивается не вся проектная документация, а только отдельные разделы, касающиеся воздействия на окружающую среду. Государственная экспертиза дает комплексную оценку предусмотренных проектной документацией технических решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Еще одно отличие заключается в том, что экологическая экспертиза проводится в отрыве от экспертизы результатов инженерно-экологических изысканий, что не позволяет в полной мере оценить обоснованность принятых проектных решений, направленных на охрану окружающей среды, а также выявить ограничения по использованию земельного участка, предназначенного под застройку.
В своем выступлении Оксана Родивилова предложила основные пути решения этой проблемы. Так, следует исключить дублирование полномочий двух экспертиз и обеспечить единый подход в правовом регулировании обязательных требований. Необходимо также осуществлять экспертизу с использованием электронных технологий, в том числе системы межведомственного электронного взаимодействия, сохранять принцип «одного окна» проведения экспертизы проектной документации объектов капительного строительства и сокращать сроки проведения экспертизы.
«Для разграничения полномочий двух экспертиз нужно установить единый последовательный процесс, – отметила Оксана Родивилова. – Он должен начинаться со стадии разработки документации по планировке территории, когда выбирается местоположение будущего объекта, идет сбор сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, выполняются инженерные изыскания и подготовка материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). На этой же стадии должна выполняться и экологическая экспертиза с учетом общественного мнения и выработки критериев допустимого воздействия объекта на окружающую среду. А дальше, на стадии проектной документации, должна выполняться либо оценка соблюдения критериев допустимого воздействия объекта на окружающую среду, либо уточнение материалов ОВОС и полная экспертная оценка соблюдения экологической безопасности в рамках государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
По мнению представителя Главгосэкспертизы России, несомненным эффектом реализации данной модели станет устранение административных барьеров, установление основных природоохранных ограничений на ранней стадии проекта, рассмотрение конкретных решений на стадии проектирования и уменьшение сроков реализации инвестиционных проектов. При этом мнение общественности будет учитываться, а проекту не надо будет повторно проходить государственную экологическую экспертизу. В настоящий момент Минприроды России готовит законопроект, позволяющий реализовать данную модель.