18.09.2018
При выделении средств федбюджета будет учитываться экспертное заключение по итогам оценки обоснования инвестиций
Такое заявление сделал начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов в ходе своего выступления на II Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы», где он подвел итоги деятельности Главгосэкспертизы за 2017-2018 годы и обозначил основные направления развития института строительной экспертизы.
Именно в рамках института обоснования инвестиций будет осуществляться проработка основных (принципиальных) проектных решений, определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства (с использованием для этих целей НЦС и стоимости проектов-аналогов) и подготовка проекта задания на проектирование. Аудит такого обоснования будет осуществляться экспертными организациями. Введение этого института обеспечит значительное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования.
Уже закреплен нормативно порядок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в создание объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов одновременно на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию. Новые изменения в законодательство, работа над которыми идет уже прямо сейчас, предусматривают внедрение механизма обоснования инвестиций в отношении более широкого круга объектов капитального строительства.
При этом экспертное заключение, выданное по результатам оценки обоснования инвестиций, должно учитываться заказчиком при утверждении задания на проектирование и при принятии решения о включении проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении средств федерального бюджета.
Также Игорь Манылов отметил, что в 2017 году Главгосэкспертиза России выдала 5414 заключений, достигнув общего снижения заявленной стоимости строительства в 184 млрд рублей, причем 142 из них — это средства федерального бюджета. Несмотря на то, что экономию принято считать положительным результатом, Игорь Манылов отметил, что этот показатель, скорее, говорит о низком уровне проектирования в стране. Такие масштабы снижения заявленной сметной стоимости строительства становятся результатом тех ошибок, которые допускают при подготовке проектно-сметной документации. В этих условиях задача Главгосэкспертизы России не может сводиться к только осуществлению исключительно надзорно-контрольной функции, но и к формированию основ для обеспечения высокого уровня проектирования в стране и повышению качества планирования бюджетных инвестиций в капитальные вложения.
На решение этих задач направлены не только переход к двухэтапному проектированию и созданию института обоснования инвестиций, но и внедрение сервиса предэкспертизы и оказание консультационной помощи, совершенствование формата взаимодействия экспертов с проектировщиками, изыскателями и заявителями и внедрение института гэпов, главных экспертов проекта, а также другие меры, которые принимаются Главгосэкспертизой России уже сейчас.
В том числе магистральным должен стать такой подход экспертов к работе, когда оценка проекта и его стоимости ведется с учетом оптимальности и эффективности предлагаемых решений и последующих расходов на эксплуатацию объекта, заявил Игорь Манылов. «Мы стремимся к снижению административных барьеров, совершенствованию системы аттестации экспертов, объединению проектной и сметной документаций в единый комплекс и решению многих других задач, которые помогут улучшить условия работы для строительного комплекса», — подчеркнул Игорь Манылов.
Кроме того, с высокой точностью определить предполагаемую (предельную) стоимость строительства и снизить сроки и стоимость проектирования нового — похожего по своим характеристикам — объекта и добиться снижения количества ошибок в проектировании, в том числе аварийно-опасных, позволит возможность использования уже реализованных экономически эффективных проектов.
Все необходимые решения, в том числе устанавливающие обязательность использования экономически эффективной проектной документации государственными заказчиками, приняты на законодательном уровне. Теперь на первое место выходят вопросы обеспечения качества проектов и их агрегации в рамках одного ресурса. В этом случае ключевую роль также должны сыграть новые информационные ресурсы — в частности, ЕГРЗ, который был запущен 1 июля 2018 года и в который будет интегрирован банк данных проектов, признанных Минстроем России экономически эффективными.